Источник: журнал «Коммерсантъ - Деньги»
Автор: Сергей Рыжкин
Опубликовано: 18.04.2005, 09:02

Не небом единым


В преддверии летнего сезона конкуренция между авиакомпаниями обостряется, увеличивается и набор приманок, которые они используют, чтобы завлечь пассажира на борт своего лайнера, - от кресел с электромассажем до блюд высокой кухни. Приманки разнятся в зависимости от класса обслуживания (первый, бизнес, экономический), финансовых возможностей авиакомпаний и фантазии их менеджеров. Российские авиакомпании тоже участвуют в этой гонке.

"Русское гостеприимство" в воздухе

Компания "Аэрофлот - Российские авиалинии", теснимая на рынке внутренних авиаперевозок, по-прежнему держит лидерство в "зарубежном" сегменте. В прошлом году ее международными рейсами воспользовались 4,6 млн. пассажиров, что составляет больше половины общего объема перевозок некогда единственной авиакомпании страны. По данным самого "Аэрофлота", на его долю приходится треть объема международных перевозок российских авиакомпаний (включая чартерные) и более 60% - в сегменте международных регулярных рейсов.

Сейчас "Аэрофлот" всячески пытается избавиться от имиджа организации с унылым сервисом, сопровождающего компанию по инерции с советских времен. В прошлом году она презентовала новую сервисную программу, отдельные элементы которой будут внедряться в течение этого года. Девиз новой концепции - "Русское гостеприимство с элементами лучших традиций и современного образа жизни, оказанное искренними радушными людьми".

В компании говорят, что на международные полеты с новым сервисом отбирались при помощи психологических тестов лучшие бортпроводники, которые после этого прошли обучение по программе "Забота о пассажире". Что касается сервисных новшеств, то это прежде всего современное меню, новые кресла и индивидуальные системы развлечений на борту.

В январе началась установка кресел-коконов в салонах бизнес-класса самолетов Boeing 767, работающих на дальнемагистральных рейсах "Аэрофлота" в США, Канаду и Азию (класс обслуживания "президент"). Завершить переоборудование планируется в мае. Такое кресло, обитое кожей и тканью, раскладывается до положения кровати (длина 190 см) под углом 14 град к полу и имеет четыре режима регулировки.

На всех рейсах "Аэрофлота" пассажирам бизнес-класса с этого года будет вручаться портативное устройство под названием DigEplayer, позволяющее занять себя в полете просмотром художественных фильмов (их в устройство можно записать до 30) или прослушиванием музыкальных программ.

Эконом-класс, соответственно, скромнее - начиная от шага кресел (77 см на азиатских и европейских рейсах и 81 см на американских) и заканчивая набором еды и напитков. Отметим, впрочем, что и здесь компания пытается держать марку. К примеру, согласно внутренним инструкциям, вино, подаваемое в эконом-классе на зарубежных рейсах, должно поступать "от производителя, а не от завода, разливающего чужие вина, или продавца-посредника" и иметь класс не ниже Cru Burgeios или IGT. А в качестве страны возможного происхождения вина указываются исключительно Франция, Испания, Италия, Чили и Аргентина.

Кресла от Lufthansa

В "Трансаэро", также ориентированной на регулярные и чартерные международные перевозки (из 1,3 млн. перевезенных в 2004 году пассажиров 77,6% были "международными"), к сервису на борту традиционно относятся трепетно. Говорят, что все этапы обслуживания пассажиров, включая работу кухни на борту и подбор бортпроводников (средний возраст стюардесс и стюардов с обязательным высшим образованием - 25 лет), лично контролируются гендиректором авиакомпании Ольгой Плешаковой. Одним из преимуществ "Трансаэро" можно считать парк, состоящий исключительно из самолетов Boeing 737 и 767 различных модификаций.

Кстати, расстояние между креслами в компании указывают на западный манер - в дюймах. Например, в бизнес-классе Boeing 767-200 этот показатель составляет 37 дюймов (93 см), в экономическом - 32 дюйма (81 см), в Boeing 737-300 - 38 дюймов (96 см) и 31 дюйм (78 см) соответственно. На всех самолетах компании есть возможность прослушивания 10 аудиопрограмм, некоторые типы судов оборудованы также видеосистемой и системой air show, показывающей в режиме реального времени маршрут движения самолета и основные параметры полета (высота, скорость, расстояние до пункта назначения).

Спиртные и прохладительные напитки на регулярных рейсах "Трансаэро" предлагаются пассажирам бизнес-класса без ограничения. Еда подается на фарфоровой посуде. На всех рейсах авиакомпании бизнес-пассажирам предлагаются четыре варианта питания. Между основными рационами "горячий обед" и "горячий завтрак" на дальнемагистральных маршрутах подаются "горячий" и "холодный снэки". Каждый вариант в свою очередь состоит из четырех циклов, которые меняются каждую неделю. Та же концепция используется и в эконом-классе, с той только разницей, что меню там скромнее, а алкоголь ограничен 200 граммами сухого вина или банкой пива.

Возможности сервиса трех других крупных российских авиакомпаний, выполняющих регулярные международные рейсы ("Пулково", "Сибирь" и "КрасЭйр"), несколько ограничены структурой парка, состоящего преимущественно из отечественных (еще советских) самолетов - Ту-134, Ту-154 и Ил-86. Полноценное переоборудование салона в двухклассную компоновку (бизнес/эконом) невозможно, как исходя из конструктивных особенностей этих воздушных судов, изначально рассчитанных на один большой "рабочий" класс, так и из-за дороговизны согласования подобных работ с разработчиками. Впрочем, компании это не останавливает.

Авиакомпания "Сибирь" в декабре объявила о внедрении оригинального ноу-хау. К началу этого года должно было завершиться переоборудование кресел бизнес-класса 25 самолетов Ту-154М, принадлежащих "Сибири". Перевозчик приобрел у Lufthansa Group и установил на своих лайнерах 90 блоков (в каждом по два места) кресел производства французской Sicma Aero Seat на $500 тыс. В течение последних четырех лет они использовались на самолетах авиакомпании Condor - дочернего подразделения Lufthansa, а перед передачей "Сибири" прошли капремонт. Кроме того, по словам одного из топ-менеджеров компании, в рамках масштабной программы ее ребрэндинга, стартовавшей в конце 2003 года и рассчитанной на несколько лет, "Сибирь" намерена кардинально пересмотреть свое отношение к сервису. Подробности этих планов пока не раскрываются - за исключением запуска бизнес-зала в аэропорту Домодедово 5 апреля.

Массаж для бизнес-класса

Иностранные компании, летающие в Россию, выгодно отличаются от своих конкурентов прежде всего современным парком и разветвленной маршрутной сетью, обеспечивающей стыковки по всему миру.

Лидером по объему перевозок пассажиров между Россией и остальным миром (около 1 млн. человек в год) и частоте полетов является Lufthansa. В нынешнем летнем расписании компании - 141 рейс в неделю между 14 городами России и СНГ и пятью городами Германии. В зависимости от направления и загрузки маршруты авиакомпании обслуживаются самолетами Airbus A319/320/321 и A300-600, а также Boeing 737 в двухклассной компоновке с соотношением мест 30% - бизнес, 70% - эконом.

Что касается привилегий для пассажиров бизнес-класса, то с марта прошлого года Lufthansa оставляет на внутриевропейских рейсах (включая полеты в Россию) свободными все центральные кресла в блоках в салоне бизнес-класса, что позволяет пассажирам разместиться с большим комфортом. На дальнемагистральных рейсах (полеты в Россию к ним, конечно же, не относятся) пассажиры бизнес-класса летят в креслах PrivateBed. Такое умеет превращаться в кровать длиной два метра с абсолютно ровной поверхностью (угол с полом - 9 град) и имеет опцию массажа. О начале переоборудования салонов бизнес-класса на дальнемагистральных рейсах Lufthansa объявила в марте прошлого года - речь идет о 80 самолетах компании и инвестициях в размере €300 млн.

Austrian с марта 2005 года гарантирует, что для пассажиров бизнес-класса на перелетах продолжительностью до пяти часов среднее кресло в рядах, где их три (с левой стороны от прохода), всегда будет свободно. Компания делает четыре рейса в день в Москву, три рейса в неделю - в Краснодар и четыре - в Ростов-на-Дону, а с 1 мая у нее будет шесть рейсов в неделю в Санкт-Петербург. Austrian эксплуатирует на этих направлениях Airbus 320/321, Fokker 100 и Fokker 70, а также CRJ 100 и СRJ 200.

В эконом-классе Austrian на рейсе продолжительностью более 1 часа 40 минут (время перелета Москвы - Вена - около трех часов) пассажирам предлагаются в качестве основных блюд стейк из индейки, tagliatelle (тальятелле, домашняя лапша), тыква с паприкой и абрикосовое пирожное на десерт. В "бизнесе" же и вовсе обещается "кулинарное впечатление": gueule (крабовые хвосты с творогом и хреном), первое блюдо (блюдо из картофеля с грибами и уксусной приправой из цуккини, листовой салат по сезону) и основное (котлеты из ягненка в розмариновом соусе, штрудель с греческим шпинатом или куриная грудка по-флорентийски в соусе из красного вина, овощное ризотто) плюс десерт под чай-кофе.

LOT Polish Airlines S.A., обладатель титула "Лучшая авиакомпания Восточной Европы-2004" по версии читателей британского Business Travel World, выполняет ежедневные рейсы в Москву и Калининград и пять раз в неделю летает в Санкт-Петербург. Компоновка кресел Boeing 737 на маршруте Москва - Варшава - "2 + 2" в "бизнесе" и "3 + 3" в "экономе". Кресла стандартные, без регулировок и массажа. Музыка и фильмы - только на трансатлантических рейсах. Питание в эконом-классе - это, как правило, сандвич и сладкое (или выпечка) к кофе-чаю, в бизнес-классе меню более насыщенное - к примеру, мясное, гарнир и овощной салат. Спиртное (французские или чилийские красные и белые вина, пиво, ликер, коньяк) предлагается без особых ограничений, причем как в бизнес-, так и в эконом-классе.

Особой изобретательностью в вопросах сервиса отличается British Airways, выполняющая сейчас в Лондон два ежедневных рейса из Москвы (на Boeing 767 и Airbus 320), один ежедневный рейс из Санкт-Петербурга (Airbus 320) и три еженедельных - из Екатеринбурга (Airbus 320).

Прежде всего у British Airways есть отдельный зал отдыха в аэропорту Домодедово - Navigator Club Lounge общей площадью 320 кв. м, открытый в прошлом году. Главной особенностью обслуживания на борту является ресторанная сервировка столика. После взлета всем пассажирам (вне зависимости от класса) предоставляются влажные теплые салфетки для рук, пропитанные дезинфицирующим раствором, и небольшая льняная скатерть нежно-голубых тонов. Вся посуда фарфоровая (коллекция известной британской фабрики Royal Doulton) и стеклянная. На чашках - темно-синие виды Европы (British Airways специально нанимала профессионального фотографа, работы которого потом были "перенесены" на посуду). Только на рейсах British Airways, причем опять-таки вне зависимости от класса, пассажирам подается tomato juice with sauce - томатный сок с добавлением специального перцового соуса, льда и дольки лимона. В распоряжении каждого пассажира - подушка и одеяло.

Американская Delta совершает ежедневные прямые беспосадочные рейсы из Шереметьево в Нью-Йорк на Boeing 767-300ER. Со 2 июня Delta открывает второй рейс - из Москвы в Атланту, который будет выполняться на Boeing 767-300ER ежедневно с июня по сентябрь и четыре раза в неделю с октября по май. В классе Business Elite - три ряда по два кресла с шагом 1,52 м. Кресла экономкласса расположены в три ряда по схеме "2 + 4 + 2" с шагом 84 см. Алкоголь в "экономе", увы, предоставляется за дополнительную плату.

Арабская роскошь

Особый подход к комфорту для авиапутешественников демонстрирует компания Emirates (ОАЭ), летающая по маршруту Дубай - Москва - Дубай с июля 2003 года. С марта рейсы стали ежедневными. Ряды кресел в бизнес-классе расположены с интервалом 1,22 м, к тому же кресла оснащены электроприводом, меняющим положение подставки для ног и упора для поясницы. Кстати, посуда в бизнес-классе Emirates тоже из костяного фарфора Royal Doulton. Есть персональные видеосистемы с сенсорным экраном (10,4 дюйма по диагонали); видеотека включает до 50 фильмов. За $5 в минуту можно воспользоваться спутниковым телефоном. Кстати, персональные системы развлечений предлагает и экономкласс. В нем теснее, чем в бизнес-классе, но все равно расстояние между креслами - не менее 79 см.

Другая арабская авиакомпания - Qatar Airways выполняет регулярные рейсы Доха - Москва - Доха с августа 2003 года. С 29 марта этого года - пять авиарейсов в неделю (кроме понедельника и четверга), планируется, что в конце 2005 года они станут ежедневными. Из Москвы в Доху летают Airbus 320 в компоновке 12 мест бизнес- и 132 - экономкласса. Как указывает компания, на борту дальне-магистрального Airbus во время полета "вам будет предоставлен индивидуальный экран для просмотра новейших фильмов на английском, арабском и хинди, телепрограмм и выпусков новостей ВВС World News и Аl Jazira". Детей при этом предлагается занять дорожным набором из игрушек и книжек.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 18 апреля 2005 года | Дайджест публикаций за 18 апреля 2005 года
Авторские права на данный материал принадлежат журналу «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Аэрофлот - российские авиалинии, Ту-154М, Авиакомпания "Сибирь", QATAR Airways, Авиакомпания "Красноярские авиалинии", Ил-86, Ту-134, Fokker 100, Сибирь (S7 Airlines) (в процессе тестирования)