О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Air Astana строит амбициозные планы роста

Для авиакомпании, основанной всего за неделю до 11 сентября 2001 года, казахский перевозчик Air Astana взял неожиданно хороший старт

Для авиакомпании, основанной всего за неделю до 11 сентября 2001 года, когда захваченные террористами самолеты атаковали США, казахский перевозчик Air Astana взял неожиданно хороший старт.

Благодаря поддержке президента Нурсултана Назарбаева контролируемая государством фирма быстро стала главной и наиболее прибыльной авиакомпанией Казахстана, выполняющей внутренние рейсы и перевозки в 11-ти зарубежных направлениях.

Решение правительства заставить с сентября этого года иностранных авиаперевозчиков перенести рейсы в столицу - полумиллионную Астану из 1,2-миллионной бывшей столицы и крупного делового центра Алма-Аты, способно еще увеличить доходы Air Astana.

К этому времени перевозчик планирует пополнить свой небольшой парк самолетов, состоящий из взятых в лизинг шести Boeing и пяти Fokker, дополнительным судном, чтобы удовлетворить спрос на напряженном направлении Алма-Ата - Астана, где фактически обладает монополией.

Перевозчик отрицает, что государство дарит ему легкие прибыли.

"Мне придется покупать еще самолеты, больше экипажей - больше затрат, - говорит глава Air Astana Ллойд Пакстон в интервью Рейтер. - Один факт, что ты летаешь на самолетах, не означает, что ты делаешь деньги".

Турфирмы, иностранные компании, дипломаты и авиаперевозчики-конкуренты утверждают, что идея переноса маршрутов в пользу Астаны не основана на коммерческой логике.

Пакстон, бывший управляющий British Airways, признал, что для пассажиров, летящих в Алма-Ату, это будет "немного неудобно", но заявил, что сторонним наблюдателям следует уважать решение правительства поддержать столичный статус Астаны, провозглашенный в 1997 году.

В Астане открылся новый, более крупный, чем в Алма-Ате, пассажирский терминал. Air Astana, совместное предприятие казахстанского правительства, которому принадлежит 51 процент акций аэропорта, и британской оборонной компании BAE Systems, строит планы, выходящие за пределы казахстанских степей.

Государственная авиакомпания "Эйр Казахстан" обанкротилась в мае прошлого года, и Air Astana сейчас конкурирует на внутреннем рынке с несколькими небольшими авиакомпаниями, которые используют самолеты, выпущенные еще в Советском Союзе.

В феврале 2005 года Минтранс Казахстана сообщил, что Air Astana на внеконкурсной основе получила в управление принадлежащий государству столичный аэропорт.

Пакстон говорит, что это не так.

"У нас нет финансового участия..., мы просто помогаем найти бывшего человека из BAA Plc (британский оператор аэропортов) и он будет работать для международного аэропорта Астаны", - объяснил он.

Модель Emirates

Пакстон избегает сравнений с авиакомпаниями других бывших советских республик, упирая на западные стандарты обслуживания в Air Astana и европейскую подготовку ее пилотов.

Образцом для подражания ему служит дубайская авиакомпания Emirates, основанная в 1985 году. Имевшая тогда в своем парке всего два самолета, сейчас она стала одной из наиболее быстро развивающихся в мире авиакомпаний.

"Я не говорю, что это Дубаи, я не говорю, что через 17 лет мы станем Emirates, но мы очень постараемся", - сказал Пакстон, сменяя кликами мыши страницы презентации на своем ярко-красном ноутбуке Ferrari.

Согласно отчетности, не прошедшей аудиторскую проверку, чистая прибыль Air Astana составила в прошлом году $11,7 миллиона с доходов в размере $206,7 миллиона - после прибыли в $1,7 миллиона в 2003 году и убытков ранее.

В 2005 году компания ожидает снижения чистой прибыли примерно до $6 миллионов "из-за затрат на лизинг, высоких цен на нефть". Перевозки же должны увеличиться до 1,1 миллиона пассажиров с 843.000 в 2004 году.

До сих пор финансирование роста компании шло из изначально вложенных государством и BAE $17 миллионов.

BAE Systems стала одним из учредителей, надеясь, что это поможет ее попыткам продать Казахстану радарную систему для противовоздушной обороны.

"Полагаю, они надеялись, что это сотрудничество перерастет в проект оборонных радаров, но оно не переросло, - сказал Пакстон. - Им, возможно, и без нас хорошо".

Для быстрого развития Air Astana понадобятся дальнейшие инвестиции - относительно которых, по словам Пакстона, ясных планов пока нет - и освоение роли перевозчика, связывающего Европу и Азию.

"Вот как я вижу наше развитие, - сказал он. - (Дело в том, что Казахстан) - большая страна размером с Западную Европу и населением всего 15 миллионов человек, большинство из которых не летает"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Reuters». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка