О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Нужны ли востоку крылья "Аннушки"

В лучшие годы из Уктуса в северо-восточном направлении от областного центра действовали две воздушные линии. А потом реформы крылышки авиаторам пообломали

Приятно вспомнить. Простенький, безопасный как телега самолет Ан-2, ласково, шутливо называемый в народе и "Аннушкой", и кукурузником, доставлял пассажиров от Туринска до Таборов совсем уж споро. Даже не успеваешь налюбоваться сверху таежными красками. Примечал не раз: если ветер дул попутно, долетали мы до места за 25-28 минут. Когда приходилось добираться в Таборы через Тавду по железной дороге, с пересадкой на автобус, — зимнего дня не хватало.

В лучшие годы в северо-восточном направлении от областного центра действовали две воздушные линии. Из Уктуса через Байкалово, Ирбит, Туринск, Туринскую Слободу, Тавду, Таборы и далее до таежного поселка Новоселово, близкого к Ханты-Мансийскому автономному округу, проводилось по три-четыре пассажирских рейса в день. Аэропланы доставляли также подручные грузы местным промышленным предприятиям и "скорую" почту для населения. Так было до начала девяностых. А потом реформы крылышки авиаторам пообломали. И крепко. До сих пор ситуация остается тяжелой.

Во всяком случае, такой вывод можно сделать, исходя из состояния аэропортов в регионе. В Артемовском, Ирбите, Байкалово и Тугулыме они исчезли совсем. В Туринской Слободе порта тоже, считай, нет. Осталась одна взлетно-посадочная поляна, и то запущенная. Здесь в самую смутную пору реформ бывший начальник аэродрома умудрился купить в личную собственность вверенное ему летное хозяйство всего-то за десять тысяч рублей. Спустя год, скрепя сердце, вынужден был все вернуть обратно. Через суд. Кое-как теплится жизнь аэропорта в Тавде. Еще хуже ситуация в Таборах. Совсем недавно по селу пустили слух, что взлетно-посадочную полосу аэродрома и прилегающую к ней территорию будут делить на земельные участки под картошку и покосы, желающим получить долю можно записаться. Многие поверили, так как аэропорт давно выглядит мертвым. И только в Туринске аэродром всегда готов принять и отправить легкие самолеты даже в сложных метеусловиях. Действуют все системы и коммуникации, в приличном виде служебные и производственные помещения. В штате порта более десяти человек. Руководит этим коллективом Николай Боярский, работающий здесь четвертый десяток лет, а до того служивший в военной авиации механиком.

— На мой взгляд, — говорит Николай Александрович, — материальное положение аэропортов на наших авиалиниях, а также уровень пассажирских перевозок в первую очередь зависят от нас, руководителей портов. И только потом от нашего начальства. Если мы на местах будем поддерживать должный порядок в портах, если сумеем сагитировать, убедить население в преимуществе авиации над наземным транспортом, то люди, как и раньше, пойдут к нам. Разница в стоимости проезда по железной дороге, на автобусах, самолетах почти незаметна. А какой выигрыш во времени! Да, наши услуги затратные, но ведь правительство области дает пока на покрытие расходов дотации. На моем столе лежит телеграмма из нашего "Второго Свердловского авиапредприятия" о необходимости подготовить аэропорт к предстоящему весенне-летнему сезону полетов. Я этому только рад, готовимся по всем позициям. Но надо срочно договариваться с начальниками портов в Тавде и Таборах, чтобы они тоже основательно готовились к предстоящим полетам. А главное, работали с населением. Когда у нас будет все настроено, управление пустит самолеты по нашему маршруту. Верится, что наш маршрут имеет право на жизнь.

Не столь оптимистичное настроение у начальника Таборинского аэропорта Надежды Якушевич. "Для перевозки пассажиров наш порт неперспективный, — сказала Надежда Васильевна. — В районе нет работы, стало быть, нет достойной зарплаты, чтоб купить билет на самолет. Местное население значительно сократилось. Закрыт аэропорт в Новоселово, так как там осталось всего несколько десятков человек. А за тремя-четырьмя пассажирами, которые найдутся в самих Таборах, посылать самолет нерентабельно. В прошлом и позапрошлом годах, когда открывали пробные рейсы до нашего села, я в поисках пассажиров обзванивала многих глав сельских администраций, но результат был неутешительный. К тому же, сегодня регулярно ходят до Тавды маршрутные автобусы, а там железная дорога. Острой транспортной проблемы для таборинцев на сегодняшний день нет".

Похоже, руководители ФГУП "Второе Свердловское авиапредприятие" считают так же. Иначе с чего бы они предлагали районной администрации взять местный аэропорт на свое полное содержание. "Заседали по этому поводу несколько раз, — рассказывает глава района Виктор Роененко, — и решили отказаться. Нет у нас сил сделать аэропорт постоянно действующим круглый год с полным финансированием из райбюджета. Пришли к выводу, что в настоящее время он нам нужен только для экстренных случаев. В первую очередь, принять санитарную авиацию и самолеты, патрулирующие леса в пожароопасный период. да и как-то отвыкли мы от авиаперевозок. Кроме рейсовых автобусов маршрутные такси начали ходить до Тавды, а летом будет курсировать по реке пассажирский катер. Так что острой нужды в самолетах у населения нашего района быть не должно".

Несколько иная позиция у руководителей Тавдинского района. Здесь уверены, что работу их аэропорта надо оживлять, и как можно скорее. Вот только за счет чего, пока не придумали. Похоже, им в этом помогут предприниматели. Некая компания с туристическим уклоном положила глаз на Тавдинский порт, желая приобрести его в собственность и использовать, естественно, по собственному усмотрению. Так уж повелось в последнее время, коли у государства что-то плохо лежит, подбирают предприимчивые люди и извлекают из этого выгоду. Если из этого получится польза и для местного населения, то такой способ оживления и восстановления портов можно только приветствовать.

К такому выводу пришли, похоже, и в верхах. В федеральном государственном унитарном "Втором Свердловском авиапредприятии" пошел процесс акционирования. Значит, жить и развиваться авиаторам придется на свои кровные. В настоящее время, как сказал заместитель генерального директора этого предприятия Юрий Финогенов, все основательно просчитывается. И добавил: "Восточные районы области по авиаобслуживанию выглядят сегодня во всех отношениях убыточно, но порты здесь мы закрывать не торопимся. Еще попытаемся использовать их в интересах жителей региона".

Более определенно высказался на этот счет Леонид Тетерин, начальник производства авиапредприятия, занимающийся непосредственно перевозками. "Мы больше летаем там, — сказал Леонид Дмитриевич, — где в этом люди больше нуждаются. Делаем это даже себе в убыток. Значительное внимание уделяем Ивдельскому, Гаринскому районам, где нет ни железнодорожного, ни автобусного сообщений. Сегодня по аэропортам гаринского кольца курсирует вертолет Ми-8. Работает в убыток, но такова необходимость. Восточный угол, на наш взгляд, бесперспективный, но мы в расписании полетов на летний период учитываем и это направление. По рекомендации начальников портов учтем количество рейсов, дни недели, время вылета. А дальше, чтоб удержать полеты, они должны проявить инициативу, выдумку, находчивость. Будут пассажиры, будем летать".

Какую бы форму собственности ни приобрело завтра нынешнее ФГУП "Второе Свердловское авиапредприятие", оно никуда не улетит, а будет работать на местных линиях. Так или иначе, ежегодно в плановом режиме придется проводить противопожарные облеты. А куда денешься от содержания авиации скорой санитарной помощи? Не уйти и от контрольных облетов важнейших для народного хозяйства объектов, удаленных от городов. Те же, к примеру, трассы газопроводов. Словом, жизнь, по всему видно, и дальше сулит нам немало интересных дел в масштабах всей области. А раз так, аэропорты, кажущиеся сегодня неперспективными, завтра, послезавтра будут обязательно востребованы. Значит, их необходимо сохранять, а исчезнувшие — восстанавливать. Не хочется верить, что местная авиация может сложить крылья по причине убыточности. Если кто-то так думает, то он, наверняка, неправильно считает. "Аннушки" еще покажут себя, в том числе и в восточных районах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Областная газета Свердловской области». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка