О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Борт № 1

Судьба Воронежского авиазавода - это взлеты и падения, победы и поражения. Но не надо быть специалистом, чтобы понимать: от таких предприятий зависит и будущее нашей экономики

Судьба Воронежского авиационного завода - это взлеты и падения, победы и поражения советской промышленности. Но не надо быть специалистом, чтобы понимать: от таких предприятий зависит и будущее нашей экономики. Или она навсегда останется привязанной к сырьевой "трубе", или все-таки получит шанс возродиться на новой, высокотехнологичной ступени.

Немного истории

В начале 30-х годов прошлого века с полигона в Воронеже поднялся самолет-гигант "Максим Горький". Восемь двигателей, размах крыльев - 65 метров, грузоподъемность - 50 тонн. Можно лишь гадать, сколько рекордов установил бы этот богатырь, если бы не трагическая случайность - столкновение с другим самолетом. В 1936 году воронежские авиастроители дали путевку в жизнь самолету АНТ-25. Именно на нем Чкалов, Байдуков и Беляков удивили планету беспосадочным перелетом по маршруту Москва - Северный полюс - Ванкувер.
А перед самой войной со стапелей сходят тяжелые бомбардировщики дальнего действия. Чуть позже успешно прошел испытания и запущен в серию знаменитый Ил-2 - "летающий танк". Всего же за годы Великой Отечественной войны было изготовлено 18 тысяч "Илов", наводивших ужас на врага.

Четверть века назад торжественно открывали памятник штурмовику Ил-2. На митинге выступил дважды Герой Советского Союза Владимир Кокинаки - первый испытатель боевой машины. Он выразил уверенность, что воронежским самолетам суждено большое мирное будущее.

Кто бы мог тогда подумать, что наступит момент, когда многотысячному коллективу уникальных специалистов выжить и выстоять будет куда труднее, чем в войну.

А чайники не летают

Беда пришла под лозунгом "конверсия". В переводе на русский язык слово означает "превращение, изменение". Превращения начались в таком стремительном темпе и зашли так глубоко и далеко, что становилось жутковато. Работавшие на космос высокотехнологичные предприятия вроде "Химавтоматики" стали клепать чайники, утюги, а также мясорубки в широком ассортименте - от бытовых до промышленных монстров, способных перемолоть хоть тушу мамонта.

Попал в конверсионную ловушку и авиазавод. Директор ВАСО Вячеслав Саликов с горечью вспоминает: "Выпускали сенокосилки, стиральные машинки, рыбацкие лодки, спиннинги, термосы... Брались даже за отделку пассажирских железнодорожных вагонов с использованием авиационных технологий. А в основных цехах молчаливо и скорбно маячили фюзеляжи "Илов", не востребованных "Аэрофлотом".

Самое удивительное, что завод устоял: при наплевательстве со стороны "верхов", при откровенном понукании к самоуничтожению, при оскорбительной ориентировке "Аэрофлота" на подержанные "Боинги". Сохранился "золотой фонд" рабочих, техников, инженеров, в чем воочию убеждались постоянно наезжающие сюда премьеры. Сложилось нечто вроде ритуала. Стоило Черномырдину возглавить кабинет, как он сразу устремился на родину "Илов". Сел в кресло Кириенко - тоже поехал на "загнивающий флагман авиастроения". Аналогично поступил и Касьянов...

Премьеры приезжали и уезжали, наобещав с три короба. А элитный трудовой коллектив вновь возвращался к своим постылым сенокосилкам. "Аэрофлот" продолжал закупать рухлядь, которая на Западе давно уже свое отлетала. Во второй половине 90-х завод получил заказ - серьезный и почетный - сделать самолет для тогдашнего президента. Воронежцы с задачей справились. Правда, самолет для первого лица при всей своей комфортности был так напичкан разнообразным медицинским оборудованием, что заводские остряки окрестили его "летающей реанимацией".

А в 1999 году произошло знаковое событие: воронежский самолет Ил-96 Т получил сертификат Американского федерального управления гражданской авиации, что открыло возможность на равных конкурировать с зарубежными аналогами в международном воздушном пространстве. Но этот шанс не удалось использовать. Обещанная четырьмя премьерами "всемерная поддержка государства" обернулась мизерными финансовыми подачками.

Четыре повода, чтобы все изменить

В июне прошлого года ВАСО посетил Михаил Фрадков. Премьер ознакомился с пассажирским "Илом" последней модификации и прямо заявил: "Этот самолет отвечает требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня". Премьер озвучил также идею продажи лайнеров по лизинговой схеме, то есть фактически в кредит.

По мнению директора ВАСО Вячеслава Саликова, есть и другие поводы для осторожного оптимизма. При поддержке правительства впервые за последние десять лет объединение получило "пятилетний план" строительства лайнеров. Уже в 2005 году начнется сборка военно-транспортного самолета Ил-112 В для российских ВВС. Взят твердый и согласованный с некоторыми авиакомпаниями курс на увеличение выпуска Ил-96 в пассажирском и грузовом исполнении. По расчетам специалистов, есть шанс в ближайшей перспективе довести до ста число сошедших со стапелей самолетов.

Повод третий: распоряжением президента Владимира Путина губернатору Воронежской области Владимиру Кулакову дано задание возглавить рабочую группу Госсовета по вопросам развития российского авиационно-промышленного комплекса. Губернатору дотационного региона очень нужно нормально работающее предприятие, исправно и сполна платящее налоги в бюджет, который сегодня формируется по принципу небезызвестного тришкина кафтана.

- Государство тоже не останется в накладе,- убежден Владимир Кулаков.- Если в авиапром будет вложено 10 миллиардов, то очень скоро в казну вернется сумма в три-четыре раза большая.

Повод четвертый - не столько материальный, сколько эмоциональный: на ВАСО изготовлен и сдан новый "борт номер 1" для Владимира Путина. По словам заслуженного летчика-испытателя полковника Виктора Галкина, президентский лайнер "второго поколения" отличается от прежнего высокой функциональностью: "Рабочий кабинет с космической связью, комната отдыха, душ. Ничего лишнего, никакой роскоши..."

"Борт номер 1" в сегодняшнем варианте - это командный пункт. Это пункт управления государством, ибо президент отвечает за Россию, находясь не только на земле, но и в небе....
Авторские права на данный материал принадлежат «Труд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка