О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлоту" дали девять лет

"Аэрофлот" сможет получать роялти за транссибирские перелеты иностранных компаний не более девяти лет

"Аэрофлот" сможет получать роялти за транссибирские перелеты иностранных компаний не более девяти лет. Недавно президент России Владимир Путин и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу договорились отменить эту плату к концу 2013 г. Впрочем, "Аэрофлот" перспектива лишиться примерно $200 млн в год не страшит - компания к этому времени рассчитывает достаточно зарабатывать и без подпитки со стороны зарубежных конкурентов.

В 1970 г. Советский Союз разрешил иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве. Взамен бывший монополист "Аэрофлот" потребовал различных компенсаций - в частности, отчислений за перелет над Сибирью. Европейские и азиатские компании согласились платить, поскольку единственной альтернативой сибирскому воздушному тракту был маршрут через Аляску и Северный полюс, занимавший на восемь часов больше. С середины 80-х гг. иностранным компаниям пришлось платить роялти за право перелета независимо от того, требовалась ли им посадка.

За 1997 г. общие выплаты "Аэрофлоту" составили, по оценкам Ассоциации европейских авиакомпаний, $225 млн. В 2003 г. выручка "Аэрофлота" от сборов с иностранцев составила почти $240 млн, говорит заместитель гендиректора компании Лев Кошляков.

Разговоры об отмене роялти ведутся уже больше трех лет. По мнению представителей Евросоюза, взимание платы за пролет нарушает принципы свободной торговли и противоречит нормам ВТО. В мае 2004 г. министр экономического развития Герман Греф и торговый комиссар ЕС Паскаль Лами договорились, что система транссибирских сборов будет изменена до конца 2013 г. "Аэрофлот" и ряд чиновников Минтранса настаивают на том, что Евросоюз не имеет права предъявлять такие требования. Иностранцы платят роялти по контрактам и соглашениям с "Аэрофлотом". И переговоры об их отмене должны вести сами авиакомпании, а не чиновники, настаивали в "Аэрофлоте".

Но на прошлой неделе договоренности Грефа и Лами подтвердил Путин, рассказал "Ведомостям" один из чиновников Минэкономразвития. 21 апреля на встрече с председателем Еврокомиссии Жозе Мануэлем Баррозу он пообещал, что система роялти будет отменена до конца 2013 г. Также, по его словам, Путин и Баррозу договорились, что вопрос роялти будет вынесен на рассмотрение саммита Россия - ЕС, который пройдет 10 мая. Эту информацию подтвердили "Ведомостям" в пресс-службе Минтранса и Еврокомиссии. Вмешательство в процесс президента говорит о том, что график снижения роялти все-таки будет в ближайшее время подписан, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак.

"Аэрофлот", как и прежде, уверен, что Еврокомиссия не уполномочена требовать отмены роялти. Это должны делать иностранные авиакомпании, которые пока с такими предложениями не обращались, говорит Кошляков. Но, если сбор будет отменен, на финансах компании это серьезно не скажется, уверяет Кошляков. Аналитик ОФГ Елена Сахнова прогнозирует, что в 2005 г. чистая прибыль "Аэрофлота" составит $90 млн, а в 2006 г. - уже 160 млн. "Если сейчас роялти - это существенная доля доходов "Аэрофлота", то постепенно она будет снижаться, а с ней и угроза для финансовой стабильности компании", - полагает Сахнова. "Аэрофлот" давно готовится к отмене роялти и, очевидно, переживет это", - соглашается Рыбак.

"Конкретного решения пока нет, - говорит чиновник Минэкономразвития. - Но то, что эти сборы уйдут от "Аэрофлота" и будут постепенно снижаться, это факт". Работа по схеме и графику этих сокращений, по словам чиновника, начнется в ближайшее время. При этом не исключено, что отмена роялти будет компенсирована повышением аэронавигационного сбора. Сейчас его собирает ФГУП "ОВД", говорит гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов. Для российских самолетов ставка составляет около $30 за 100 км, с иностранных - $50-60. Иностранные компании скорее всего поддержат повышение аэронавигационного сбора, чтобы добиться отмены роялти "Аэрофлота", считает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка