О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Евросоюз в пролете

Евросоюз продолжает настаивать на отмене компенсаций "Аэрофлоту" - около 200 млн. долларов в год - за полеты иностранных авиакомпаний над территорией Сибири

Евросоюз (ЕС) продолжает настаивать на отмене компенсаций (роялти) "Аэрофлоту" - около 200 млн. долларов в год - за полеты иностранных авиакомпаний над территорией Сибири. Чиновники ЕС говорят, что "взаимоприемлемое решение" уже найдено. Минтранс отмены роялти не подтверждает и настаивает на продолжении выплат "пролетных" денег минимум до 2013 года.

История сибирских роялти началась в 1970 году. Руководство СССР разрешило иностранным авиакомпаниям летать над Сибирью с возможностью дозаправки в Москве, потребовав за это компенсации "Аэрофлоту" как национальному авиаперевозчику. Иностранцы согласились, так как единственной альтернативой Сибири был маршрут через Аляску и Северный полюс, полет над которыми на 8 часов дольше. Но в начале 80-х годов в строй вошли даль-немагистральные самолеты, способные преодолевать всю территорию страны без дозаправки в столице. Беспосадочные полеты через Россию снизили коммерческую загрузку рейсов "Аэрофлота" из Европы в Москву на 6%, а из Москвы в страны Юго-Восточной Азии - более чем на 10%. Поэтому в середине 80-х годов "Аэрофлот" ввел новшество: иностранным компаниям пришлось платить за право перелета независимо от того, требовалась ли им посадка.

По оценкам экспертов, за эти 30 лет бывший монополист советской авиации заработал на роялти около 5 млрд. долларов. Такие расходы иностранцев явно не устраивали. Не случайно в последние годы они предпринимают попытки изменить условия соглашения. В ЕС апеллируют к тому, что роялти - нерыночный и давно изживший себя способ взаиморасчетов и сохранение его может стать препятствием вступления России в ВТО.

Вчера комиссар по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер заявила, что Евросоюз и Россия "нашли взаимоприемлемое решение". Правда, "конкретные детали будущего соглашения об отмене оплаты еще предстоит уточнить", - добавила она. Достижение "определенного" результата подтвердили и в МЭРТ. Именно министр этого ведомства Герман Греф на прошлой неделе участвовал в переговорах с представителями ЕС. Ясность в ситуацию вчера попытался внести Минтранс. Как заявили Газете в министерстве, на встрече была подтверждена достигнутая в мае 2004 года договоренность о модернизации системы полетов по транссибирскому маршруту к концу 2013 года. То есть Россия продолжит взимание сборов вплоть до 2013 года. Правда, часть денег, которые сейчас уходят в "Аэрофлот", будет направлена на совершенствование систем управления воздушным транспортом.

В "Аэрофлоте" к заявлению ЕС по "взаимоприемлемым решениям" относятся скептически.

"Предложение ЕС не что иное, как элемент политического шантажа, - считает замгендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. По его словам, Евросоюз хочет получить односторонние преимущества. Между тем представители ЕС не имеют официального мандата на ведение таких переговоров. "На эту удочку попался Герман Греф, который подписал меморандум о вступлении России в ВТО с условием отказа от компенсационных платежей к 2013 году. Но кроме МЭРТ, такой заинтересованности нет ни у президента, ни у МИДа, ни у "Аэрофлота".

Приступать к обсуждению этого вопроса раньше 2013 года не имеет смысла", - убежден Кошляков. В Федеральном агентстве воздушного транспорта Газете подтвердили, что "отмена роялти не является обязательным условием вступления России в ВТО. Для ЕС главное - открыть российское небо для иностранных авиакомпаний (полеты в нашу страну зарубежные перевозчики осуществляют по межправительственным соглашениям. - Газета). Но эти вопросы могут решаться еще несколько лет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка