О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Технология высокого полета

В 2007 году международные авиаперевозчики должны перейти на электронные билеты. Невыполнение этих требований грозит авиакомпаниям потерей конкурентоспособности на международном рынке

В 2007 году международные авиаперевозчики должны перейти на электронные билеты. Таковы требования Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Невыполнение этих требований грозит российским авиакомпаниям потерей конкуренции на международном рынке авиаперевозок и лишением возможности вступать в международные альянсы. Пока к выпуску электронных билетов готов только "Аэрофлот".

Электронные билеты вытесняют бумажные во всем цивилизованном мире, как компьютер вытеснил пишущие машинки, а электронная почта бумажную переписку. Такой билет имеет бесспорные преимущества - его невозможно ни потерять, ни забыть, данные пассажира постоянно хранятся в электронном виде в базе данных и доступны в любой момент. Использование электронных билетов упрощает процесс регистрации и экономит время пассажиров. Отпадает нужда в "билетопечатании", а значит, в специальных принтерах и операторах. Игнорировать электронный билет - все равно что добывать огонь при помощи палки и веревки, когда у соседа в кармане зажигалка. И требования IATA вполне закономерны. Наши авиаперевозчики охотно перешли бы на электронный билет, если бы это было так просто. Но все упирается в использующиеся в России технологии, которые не дотягивают до мировых. Например, системы бронирования билетов.

- Системы бронирования, работающие на локальном рынке ("Сирена 2.3", "Сирена-Трэвел"), хотя и доработаны до большей части международных требований в части взаимодействия с внешними информационными системами, в настоящий момент не поддерживают ничего, что начиналось бы с "е-", - говорит Илья Александровский, директор по продажам авиакомпании "Сибирь".

Для перехода на электронный билет российским авиаперевозчикам придется радикально перестраиваться.

- Для авиакомпаний это технологический переход, при котором необходимо задействовать новые IТ-решения для бронирования и учета таких билетов, а также пересмотреть действующие внутренние технологии работы, - говорит начальник отдела организации продажи пассажирских перевозок "Пулково" Андрей Старицын. - В "Пулково" создана рабочая группа, которая изучает вопрос и готовит шаги для будущего внедрения электронного билета.

Что касается "Аэрофлота", он о новых технологиях не только подумал, но и внедрил их, осуществив переход на автоматизированную систему бронирования и продажи авиабилетов Sabre - именно эту систему используют American Airlines, US Airways, Air France, Alitalia, KLM и другие крупные авиакомпании. Осуществить это было непросто.

- Переход на новую систему бронирования и продажи авиаперевозок потребовал обновления парка компьютерного оборудования, инвентаризации существующих и установки новых терминальных подключений. В частности, установлено более 1500 терминалов Sabre в "Аэрофлоте" и около 5500 в агентствах, - рассказывает Сергей Кирюшин, директор департамента информационных технологий "Аэрофлота", - Sabre позволяет более гибко работать в области бронирования и продажи авиаперевозок, одновременно обеспечивая максимальную эффективность деятельности как агентов, так и офисов собственных продаж авиакомпании. Кроме того, новые технологии предлагают множество новых функций, полезных как для "Аэрофлота" и туристических агентств, так и для пассажиров.

Если для "Аэрофлота", большая часть маршрутов которого пролегает за пределами России, выполнение требований IATA - дело само собой разумеющееся, то другие перевозчики пока только обдумывают, нужен ли им E-ticket, и прикидывают, сколько денег потребуется, чтобы перейти на новые технологии, поддерживающие E-ticketing. Если с принятием решения не поспешить, можно остаться за бортом мирового воздухоплавания.

"При подобном подходе в "лучшем" случае российские авиакомпании лишатся большей части международных интерлайнов и участия во всех международных системах взаиморасчетов (BSP) IATA - с 1 января 2008 года "бумажек" BSP выпускать не будут, - предупреждает Илья Александровский. - Кроме того, западные аэропорты, которым накладно содержать штат агентов по регистрации, могут начать брать деньги за обслуживание "бумажных" пассажиров. В общем, у международных перевозчиков со всех сторон возникнут потери в продажах и дополнительные затраты, которые сейчас сложно даже оценить".

Переход на электронный билет, наоборот, даст авиакомпаниям реальное сокращение затрат. По данным IATA, электронный билет перевозчику обходится на $ 9 дешевле бумажного. Кроме того, современные IТ-технологии, например, системы интернет-бронирования билетов, открывают перед компаниями новые возможности, которые им раньше и не снились. "Например, решение Sabre для агентской сети и для офисов продажи авиакомпаний предполагает возможность бронирования не только перелетов "Аэрофлотом", но и билетов на рейсы большого количества других авиакомпаний, прежде всего зарубежных, а также отелей, туров, автомобилей, морских и железнодорожных перевозок, - рассказывает Сергей Кирюшин. - Кроме того, интернет-бронирование увеличивает долю прямых продаж, а значит, меньше доля агентской комиссии, выше собственный доход от продажи билетов. Это один из существенных плюсов, связанных с переходом на электронные билеты".

Лично оценить преимущества электронного билета пока могут пассажиры, летающие рейсами крупнейших международных перевозчиков. Тем, кто летит недалеко, вряд ли в обозримом будущем он будет доступен.

- Конечно, на всех внутренних рейсах срочно переходить на электронный билет не имеет смысла. "Быть готовыми к работе с такими билетами должны все международные линии (как дальнего, так и ближнего зарубежья) и магистральные линии от Москвы и Санкт-Петербурга до 40 - 50 крупнейших городов, - считает Илья Александровский. - Если первая пятерка перевозчиков и аэропорты их полетов будут к 2007 г. готовы к работе с e-ticket"ом, этого будет вполне достаточно для того, чтобы отечественная гражданская авиация сохранила лицо....
Авторские права на данный материал принадлежат «Финансовые Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка