О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Большому самолету - большое небо?

Авиакомпания "Трансаэро" с середины лета этого года первой в России начнет эксплуатировать пассажирские самолеты Boeing 747. Ее парк пополнят четыре супербоинга

Авиакомпания "Трансаэро" с середины лета этого года первой в России начнет эксплуатировать пассажирские самолеты Boeing 747. Ее парк пополнят четыре супербоинга. Это решение, требующее больших вложений и трудозатрат, но вполне отвечающее бизнес-политике компании.

Введение в эксплуатацию за короткий срок сразу четырех машин, известных еще как "Джамбо" (в просторечии "горбатый"), - шаг более чем смелый даже для одной из крупнейших отечественных авиакомпаний. Сразу возникают вопросы... Как будет проходить освоение? Удастся ли подготовить необходимый персонал? Справится ли базовый аэропорт? И наконец, зачем это вообще нужно авиакомпании?

"Боинги" у "Трансаэро" появились еще в 1993 году. С тех пор их освоено аж целых семь типов. Хотя таких - на 468 пассажиров каждый - еще не было. Лучшие летчики, обладающие профессиональными амбициями, уже начали переподготовку для работы с лайнерами нового типа. Бортпроводники-инструкторы прошли стажировку в Англии. С середины апреля при их участии проводится подготовка экипажей пассажирской кабины в учебном центре "Трансаэро". Начальник службы бортпроводников Максим Козлов считает, что к приходу первых больших "Боингов" в компании должно быть не менее 150 стюардесс и стюардов, готовых к работе на них.

Еще одна проблема - техническое обслуживание таких машин. Сначала осуществлять его будут зарубежные специалисты. Но и у "Трансаэро" есть своя техническая служба. В 1997 году она получила сертификат авиационных властей США на право самостоятельного обслуживания самолетов иностранного производства, находившихся в парке компании. В 2000 году получен аналогичный сертификат, но уже по европейской системе JAR. Естественно, "Трансаэро" стремится к тому, чтобы со временем проводить обслуживание и определенные формы ремонта Boeing 747 собственными силами.

А что будет твориться в аэропорту "Домодедово", когда начнется регистрация на рейсы, выполняемые новыми самолетами? Насколько растянутся очереди? В службе перевозок "Трансаэро" считают, что ничего особенного не произойдет. Система регистрации на все рейсы с любой из стоек компании создавалась именно для того, чтобы очереди быстро рассасывались. Уповают и на квалификацию своего персонала - регистрацию осуществляют только сотрудники компании.

"Все службы "Домодедово" полностью готовы к приему Boeing 747, - говорит руководитель службы по связям с общественностью группы компаний "Ист Лайн" Юлия Мазанова. - И аэродром, и аэропорт прошли необходимое тестирование на прием и обслуживание этого типа воздушных судов. В ходе тестирования Boeing 747 не раз совершали посадку и взлет в нашем аэропорту".

Даже при подобной боевой готовности задаешься вопросом: насколько оправданны все эти хлопоты пополам с неизбежной головной болью для успешно работающей компании? Статистика Транспортной клиринговой палаты свидетельствует, что за первые два месяца 2005 года по общим объемам перевозок "Трансаэро" стало третьей авиакомпанией России (пассажирооборот - 701,8 млн. пассажирокилометров, тонно-километраж - 71,4 млн. тоннокилометров), а по международным перевозкам вообще вышло на второе место. Доходы от производственной деятельности за первый квартал увеличились на 36%. Пока все в порядке и с безопасностью. В графе "летные происшествия" четырнадцатый год подряд стоит "0". Самолеты оборудованы в полном соответствии с ужесточающимися год от года международными правилами. Служба специального предполетного опроса - "профайлинга" - расширяется. Расходы на эти меры постоянно растут, составляя более $1,5 млн.

Итак, ситуация вполне благоприятная: явно не конец 1998 года, когда после дефолта и обвала рубля перед стабильным до этого "Трансаэро" встал гамлетовский вопрос: быть или не быть? - а часть авиационной общественности заинтересованно ждала скорого конца первой частной авиакомпании в нашей стране. Пятилетний план преодоления кризиса потребовал тогда самых суровых мер экономии. Одной из них стал временный отказ от больших дальнемагистральных самолетов. В компании не скрывают, что переживали это очень болезненно. И вот сейчас появилась возможность не просто достичь рекордной численности парка, но взять самые большие в мире пассажирские воздушные суда.

Подсчеты показывают, что, введя в эксплуатацию четыре Boeing 747, компания за короткий срок увеличит свои провозные мощности более чем на три четверти. А как это отразится на качестве? Генеральный директор "Трансаэро" Ольга Плешакова уверена - только положительно. "Мы рассматриваем освоение такого самолета, - говорит она, - как прорыв в первую очередь в качестве работы компании". Под Boeing 747 разработана специальная программа повышения стандартов обслуживания. Параллельно осваиваются другие современные технологии. С 1 июня начинается продажа билетов на все рейсы через Интернет. Разрабатывается новая система поощрения часто летающих пассажиров. Идет модернизация салонов ряда самолетов - новые кресла, обязательное наличие вместительных гардеробов. Готовится внедрение системы DCS, которая позволит каждому пассажиру бизнес-класса получать подтвержденный номер кресла уже при бронировании. Решено увеличить мощность компьютерной базы компании. Осенью должно завершиться строительство двух новых бизнес-залов в аэропорту "Домодедово". Менеджмент "Трансаэро" пытается встроить Boeing 747 в свою концепцию "Управление через качество".

Но и размер имеет значение. Объем самолетного парка является главным фактором, сдерживающим развитие "Трансаэро". "Мы не можем удовлетворить как минимум 40% поступающих предложений о перевозках", - говорит Ольга Плешакова. Новые самолеты должны помочь исправить это положение. "Трансаэро" сразу же поставит их на чартерные направления - Хорватия, Испания, Тунис.

Перспектива появления этих самолетов вызвала если не цунами, то сильное волнение на рынке туристических перевозок. Заговорили о его радикальном переделе. Появились противоречивые слухи о демпинге или, наоборот, о неизбежном взвинчивании цен за возможность полететь в отпуск на дорогой "иномарке". Ситуацию прояснила Ольга Плешакова: "Расходы на эксплуатацию "Джамбо" всего на 40% выше, чем на имеющиеся сейчас в нашем парке Boeing 767, а количество кресел в них вдвое больше. Так что выводы об экономике рейсов делайте сами".

Что касается регулярных направлений - "Трансаэро" будет ставить Boeing 747 прежде всего на рейсы в Тель-Авив. Это ответ израильской компании El Al, которая хочет довести количество своих рейсов на Москву до двух в день. Затем новые "Боинги" пойдут на маршруты в Юго-Восточную Азию, Бразилию, Австралию. Что касается России, то у нас, к сожалению, очень мало аэропортов, способных принимать и обслуживать такие самолеты. Так что работать трансаэровским новобранцам придется в основном на зарубежных линиях.

Там, конечно, уровень конкуренции совсем другой. Но на то она и "высшая лига", что вкус победы там слаще....
Авторские права на данный материал принадлежат «Профиль». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка