О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Советские ВВС против Люфтваффе

Роль военной авиации во Второй мировой войне переоценить сложно. Достаточно вспомнить размах, с которым правительство СССР подходило к подготовке специалистов в области военной авиации

С момента зарождения и по настоящее время авиация неразрывно связана с Вооруженными Силами. Практика показывает, что очень мало войн или локальных конфликтов проходило без ее участия. И во Второй мировой войне роль военной авиации переоценить сложно. Достаточно вспомнить размах, с которым в предвоенные годы правительство Советского Союза подходило к подготовке специалистов в области военной авиации. Такой подход был оправдан.

Авиация первой из всех видов войск смогла нанести ответный удар по фашистской Германии. Уже в первые дни войны силами Дальней бомбардировочной авиации (ДБА) были проведены бомбардировки Берлина. Однако начало Великой Отечественной для ВВС РККА было, мягко говоря, неудачным. Мы потеряли большую часть самолетного парка еще на земле. Это обеспечило господство в воздухе германской авиации. Воюющие стороны с первых же дней войны развернули ожесточенную борьбу за инициативу своей авиации в действиях на важных стратегических направлениях. Гитлеровское командование начало вторжение на территорию СССР с нанесения массированных авиационных ударов по аэродромам, сосредоточениям войск и крупным административно-политическим и промышленным центрам приграничных военных округов. В результате больших потерь советской авиации в первые же дни агрессор получил значительное преимущество и завоевал господство в воздухе на отдельных стратегических направлениях, а вскоре и на всем советско-германском фронте.

В битве под Москвой советская авиация впервые в Великой Отечественной войне завоевала оперативное господство в воздухе, что явилось результатом постепенного наращивания мощностей авиационной промышленности страны, создания сильной советской авиационной группировки и совершенствования боевой выучки летного состава. В ходе Сталинградской битвы было положено начало коренному перелому в борьбе за завоевание стратегического господства в воздухе на советско-германском фронте. Успехи советских ВВС в небе над Волгой были развиты в воздушных сражениях на Кубани, а в Курской битве этого же года стратегическая инициатива окончательно перешла на сторону советской авиации.

Особенно нужно отметить действия ВВС при проведении воздушных операций. Они проводились в основном в первом и втором периодах войны, как правило, при подготовке или в ходе наиболее ответственных стратегических оборонительных операций. Цели операции достигались уничтожением самолетов на земле и в воздухе, разрушением ВПП аэродромов противника, складов ГСМ и боеприпасов. Первая воздушная операция была проведена вскоре после начала Великой Отечественной войны. Она осуществлялась в течение шести суток силами ВВС Северного фронта, Балтийского и Северного флотов. Им была поставлена задача - ударами по аэродромам 5 воздушного флота Германии и ВВС Финляндии сорвать готовившиеся воздушные налеты на Ленинград, изменить соотношение сил по авиации на этом направлении. В течение 6 дней силами 540 самолетов было выполнено около тысячи самолето-вылетов. В результате ряда массированных ударов по аэродромам и воздушных боев было уничтожено более 130 вражеских самолетов. Это вынудило противника перебазировать авиацию на удаленные от линии фронта аэродромы и на некоторое время отказаться от массированных налетов на Ленинград.

В ходе битвы под Москвой проводились две воздушные операции. Первая преследовала цель ослабить авиационную группировку противника на московском направлении, предотвратить нанесение авиационных ударов по столице, другим промышленным объектам, коммуникациям, войскам. В операции участвовали объединения Дальней бомбардировочной авиации и ВВС пяти фронтов. Было совершено 937 самолето-вылетов, в ходе которых уничтожено около 500 самолетов противника. Вторая воздушная операция проводилась с более узкой целью - не допустить авиационных ударов противника по Москве в дни празднования 24-й годовщины Октябрьской революции. В ней участвовали ВВС трех фронтов, Московского военного округа и 81-я дивизия ДБА. 5-8 ноября на аэродромах и в боях было уничтожено 111 самолетов противника. Эти две операции способствовали завоеванию оперативного господства в воздухе на московском направлении к началу контрнаступления.

С завоеванием стратегического господства в воздухе были созданы благоприятные условия для проведения советскими Вооруженными Силами крупных стратегических наступательных операций одновременно на нескольких направлениях. ВВС получили возможность решительного и успешного ведения наступательных действий. На советско-германском фронте были уничтожены основные силы немецко-фашистской авиации и ее наиболее опытные кадры. В борьбе за господство в воздухе участвовали все виды Вооруженных Сил, при этом главенствующая роль принадлежала ВВС. Они уничтожали самолеты противника главным образом в боевых действиях в рамках фронтовых операций. Большая часть авиации противника уничтожалась в воздухе. Из 77 тыс. самолетов, которые противник потерял на советско-германском фронте, 57 тыс. были уничтожены советскими летчиками ВВС, ВМФ и ПВО, из них 44 тыс. - в воздушных боях и 13 тыс. - на аэродромах.

Эти цифры более чем красноречиво свидетельствуют о роли военной авиации в Великой Отечественной войне. В настоящее время есть факты ведения боевых действий на начальном этапе конфликта исключительно силами авиации. Со временем роль Военно-воздушных сил не только не уменьшается, а и возрастает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка