О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлетно-посадочный интерьер

В Гамбурге прошла V международная специализированная выставка Aircraft Interiors Expo 2005, собравшая более 400 участников. Россия была представлена компанией "Кванд"

В Гамбурге прошла пятая международная специализированная выставка Aircraft Interiors Expo 2005, собравшая более 400 участников со всего мира. Россия была представлена только одним экспонентом - компанией "Кванд", с 2000 года профессионально занимающейся оборудованием VIP-салонов самолетов. Такое соотношение демонстрирует уровень развития авиационно-интерьерного бизнеса в России и за рубежом - явно не в нашу пользу. Однако представители немногочисленных отечественных самолетно-интерьерных фирм считают, что их услуги вскоре будут востребованы.

VIP-салон от Lufthansa

На Aircraft Interiors Expo собираются не те, кто производит и продает готовые самолеты, а поставщики комплектующих к ним. Прежде всего интерьерной части - кресел, освещения, различного электронного оборудования. Всего в нынешней выставке участвовало более 400 компаний. Наряду с известными только специалистам компаниями в Гамбурге выставились и Airbus, и Lufthansa Technik. "Производство салонов - тот сегмент, в который авиакомпании сейчас вкладывают огромные деньги. Авиакомпании постоянно совершенствуют свои кабины, чтобы оставаться конкурентоспособными. Даже пытаясь сократить расходы на изготовление и содержание отдельных частей самолетов, они инвестируют большие деньги в развитие их салонов",- объяснил "Деньгам" Марк Мюллер, специалист компании Airbus, представившей на выставке макет салона А380, только готовящегося к серийному производству. Отметим, что речь идет о двухпалубном салоне в базовой компоновке, которую будут использовать регулярные перевозчики.

Не менее важным и заметным сегментом интерьерного бизнеса являются VIP-салоны так называемых административных самолетов (или business jet). По словам Берхарда Конрада, старшего вице-президента научно-технического центра Lufthansa Technik, направление VIP-интерьеров имеет давние традиции в Lufthansa. "Мы занимаемся им более 30 лет. Это небольшое, но очень важное направление, бизнес, где очень важны качество, надежность, деловая репутация и своевременность поставки интерьера",- говорит он. О масштабах деятельности подразделения Lufthansa Technik по оборудованию бизнес-салонов говорит тот факт, что на переоборудование пяти самолетов Boeing и Airbus в прошлом году компания затратила более 1 млн человекочасов.

Две компании на Россию

В России авиастроительные и авиаремонтные заводы тоже занимаются оборудованием VIP-салонов. По разным данным, переоборудовать отечественные Як-40, Як-42, Ту-134 или Ту-154 в салон, сменив отделку, установив кресла, поменяв освещение, доведя обстановку на борту до высшего уровня, в России и бывшем СССР могут 15 компаний. Но это, что называется, с натяжкой. В реальности погоду делают максимум две-три компании: российские ЗАО "Научно-производственная фирма "Кванд-АСХМ", ООО "Вемина Авиапрестиж" и подразделение украинской корпорации "ИнтерАМИ".

В сегменте авиационных интерьеров "Кванд", контролируемый менеджментом во главе с гендиректором Владимиром Коломинским, техническим директором Сергеем Тыцыком и председателем совета директоров Олегом Пономаревым, работает уже пять лет. Компания специализируется в основном на переоборудовании ближне- и среднемагистральных самолетов Як-40, Як-42 и Ту-134. В портфолио (этот термин применим в силу специфики бизнеса), по словам Олега Пономарева, 15 выполненных заказов. "Это если о полном переоборудовании говорить,- уточняет он.- Мы, как правило, о нем и ведем речь. Все выносим и заносим по новой. Штучное, эксклюзивное производство".

Своих заказчиков в "Кванде" не называют, в крайнем случае делают это намеками и полунамеками. Повышенная конфиденциальность в сегменте деловой авиации России - пока жесткое правило. Порой клиенты даже запрещают компании использовать фотографии своего салона в рекламных буклетах. По сведениям "Денег", "Кванд" переоборудовал самолеты для компании "Седьмой континент", авиакомпании "С-Эйр", НК ЛУКОЙЛ, правительств Казахстана (Ту-134) и Белоруссии (Як-40). Одной из лучших работ компании - первым административным самолетом со светодиодным освещением на борту и едва ли не лучшим VIP-салоном Як-42 в российском парке - считается самолет, сделанный "Квандом" для "Корус-холдинга" (стоимость переоборудования составила более $500 тыс.).

Ту-154 для президента Польши

ООО "Вемина Авиапрестиж" (20% принадлежит физлицам, 80% в собственности ООО "Вемина Дом моды") своей профильной маркой считает Ту-154. Начали четыре года назад VIP-салоном для министра внутренних дел РФ. "Начинали для Владимира Рушайло, закончили уже при Борисе Грызлове,- вспоминает один из менеджеров компании.- Это был обычный Ту-154Б. Его пригнали в Москву, чтобы сделать салонный вариант. Детали облагородили, шпонировали, провели модернизацию, установили аппаратуру. Вроде рестайлинг, но большая работа получилась".

После этого стартового заказа, определившего направление деятельности бизнесменов, до сих пор занимавшихся автомобильным тюнингом, а также производством эксклюзивной мебели, "Вемина Авиапрестиж" переоборудовала шесть Ту-154: для ГТК "Россия", перевозящей высших должностных лиц государства, президента Польши Александра Квасьневского (два борта), президента Таджикистана Эмомали Рахмонова (два борта), одного российского банка, название которого не разглашается. "Было два сложных заказа,- говорит исполнительный директор ООО "Вемина Авиапрестиж" Сергей Давыдов в ответ на вопрос о самом любимом проекте.- Мы делали одновременно две машины - для ГТК и польского президента. Проводили совещания три раза в сутки - днем, в девять вечера и в три пополуночи. Работали круглосуточно, самоотдача была полная. Но сделали все в срок, чем немало удивили и тех и других заказчиков".

Мода и самолетостроение

Что касается финансовой стороны бизнеса авиационных интерьеров, то здесь все неоднозначно. Естественно, о сверхприбылях речь не идет, хотя переоборудовать салон регионального или магистрального российского самолета - удовольствие не из дешевых. Стоимость в зависимости от типа, размеров судна и глубины переработки может варьироваться от $500 тыс. до нескольких миллионов долларов. В Европе и Америке стоимость этой работы, по словам Олега Пономарева, в полтора-два раза выше. "В России никто не платит реальной цены за салон,- утверждает он.- Менталитет еще не тот".

Оборот, размер выручки и чистой прибыли в компаниях не разглашают. По данным Росстата, выручка ООО "Вемина Авиапрестиж" в 2003 году составила $37,7 млн. По официальным данным, выручка ЗАО "НПФ "Кванд-АСХМ" в 2003 году составила $1,5 млн, чистая прибыль - $34,7 тыс.

"Четыре года - очень мало для того, чтобы говорить, что это сверхприбыльное предприятие. Достаточно большими были вложения в производство, оборудование, станочный парк, специалистов, информационные системы. Можно говорить, что на сегодняшний день мы вышли в ноль",- констатирует Сергей Давыдов. "Это очень трудоемкий бизнес, хотя если мы им занимаемся, значит, он рентабельный. Все делается своими руками. Это производство, в котором задействовано много людей, много комплектующих, которые должны соответствовать авиационным нормам и требованиям. Все связано еще и с повышенной безопасностью пассажиров: самолет все-таки по воздуху летает",- говорит Олег Пономарев. Финансовый директор ООО "Вемина Авиапрестиж" Николай Новиков добавляет, что в силу специфики бизнеса, наличия или отсутствия заказов и их величины рентабельность отдельных работ в интерьерном бизнесе может варьироваться от 2 до 300%.

Учитывая, по-видимому, эту нестабильность, и "Кванд", и "Вемина Авиапрестиж" имеют диверсифицированный бизнес, не ограничиваясь только самолетными интерьерами. К примеру, собственники компании "Вемина Авиапрестиж" параллельно занимаются fashion. ООО "Вемина Дом моды" выпускает в сутки порядка 200 изделий и имеет систему оптовой и розничной продажи женской одежды, в том числе два бутика. Кроме того, в холдинг входит мебельное производство. "Правда, мебельный бизнес не денежный,- уточняет гендиректор ООО "Вемина Авиапрестиж" Виталий Романюк.- Основное - это мода и самолетостроение. Мы дизайнерский холдинг. И здесь дизайн, и там дизайн, только производство разное. Сейчас соотношение 80 к 20% примерно. Но в скором будущем мы их, я думаю, сравняем".

На очереди яхты

Два года назад параллельно с переоборудованием салонов "Кванд" начал развивать производство комплектующих для самолетов на арендуемых площадях в НИИ имени Громова (Московская область, город Жуковский) и в аэропорту Минска. Сейчас компания имеет лицензии на разработку, производство и ремонт авиационного оборудования и техники и выпускает широкую гамму компонентов: светильники на диодах, источники питания, мебель и мебельная фурнитура, фурнитура элементов салона, воздухораздатчики и светосигнальные табло. Нынешнее соотношение интерьеров и компонентов - 70 к 30%, но в дальнейших планах компании сравнять их.

"Своим долгом я считаю создать серийное производство комплектующих для самолетов и на этом зарабатывать основные деньги",- говорит Сергей Тыцык. Месяц назад компания начала процедуру сертификации своего производства и продукции по нормам European Aviation Safety Agency (EASA). Соответствие европейским требованиям позволит не только расширить географию продаж комплектующих, которые, по расчетам "Кванда", при сопоставимом качестве будут дешевле иностранных аналогов, но и получить возможность переоборудовать салоны иностранных самолетов.

"Российские самолеты заканчиваются, со временем иностранные самолеты придут к нам. На российском рынке уже появились иностранные Hawker, Gulfstream, Falcon",- говорит Олег Пономарев. "Сейчас отмечается если не бум, то повышенный интерес к деловой авиации. Работой на ближайшие два года я обеспечен. Не могу сказать, что будет дальше, но когда на business jet начнет летать средний класс, заказов будет еще больше. Для бизнесменов это уже не роскошь, а необходимость",- уверен Сергей Давыдов.

Бизнес авиационных интерьеров держится не только на деньгах. "У нас все переоборудованные самолеты - любимые. Они друг на друга не похожи. Надо отдать должное Сергею Тыцыку - у каждого самолета своя изюминка. А наша мечта - переоборудовать яхту",- говорит Пономарев (он, кстати, с детства хотел стать летчиком). "Проектирование и производство интерьеров - это как искусство. Ты пишешь картину и видишь, что у тебя получилось: от первого разговора с заказчиком и до последнего болта на борту самолета. Этот процесс захватывает,- говорит Сергей Давыдов.- Каждый специалист участвует в этом деле и видит в итоге результат. Это очень важно для человека. На сдачу самолета мы всегда приглашаем главного конструктора самолетов Ту-134 и Ту-154 Александра Шенгардта. Разговаривая с супругой по телефону, он однажды сказал: "Я первый раз сижу во дворце, который был сделан из моего самолета". Это было безумно приятно"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Деньги». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка