О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экраноплан в поисках ниши

Специалисты Омского аэрокосмического объединения "Полет" планируют наладить серийное производство экранопланов - нового вида скоростного многоцелевого транспорта

Специалисты Омского аэрокосмического объединения "Полет" планируют наладить серийное производство экранопланов - нового вида скоростного многоцелевого транспорта. Омские конструкторы торопятся занять эту нишу, боясь, что их инициативу перехватят китайские промышленники, которые также заинтересовались производством перспективного транспортного средства.

Экраноплан - летательный аппарат, для полета которого используется эффект повышенной подъемной силы вблизи поверхности земли или воды (экрана). На вооружении советского ВМФ стояли экранопланы-ракетоносцы "Лунь". В 90-е годы производство и разработка экранопланов были свернуты.

Сегодня разработкой производства экранопланов активно занимаются США, Германия, Австралия и Китай. В России это производство также возобновилось: Нижегородский судостроительный завод "Волга" изготовил 10 машин по заказу тайваньского бизнесмена, еще один аппарат строится сейчас в подмосковном Жуковском для властей Чукотки.

Для организации производства перспективных машин еще в 2002 году "Полетом" совместно с московским НПК "ТРЭК" было создано ЗАО "Старт-ТРЭК", которое возглавил заместитель главного инженера "Полета" Лев Чирков.

На прошлой неделе Чирков и представители Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области обсуждали начало серийного производства экранопланов. По оценкам авиастроителей, Сибирь с ее малой плотностью населения и удаленными друг от друга поселками вблизи берегов крупных рек остро нуждается в скоростных и экономичных "надводных самолетах".

Предполагается, что 14-местный аппарат, оснащенный двумя двигателями BMW, сможет двигаться на высотах 0,2-3 метра при дальности 1500 км. Аналогичный 7-местный экраноплан уже был испытан сотрудниками Верхне-Ленского речного пароходства на озере Байкал.

Уступая самолетам типа Ан-2 в скорости (крейсерская скорость ЭК-12 - 160 км/ч), экраноплан имеет стоимость перевозки пассажиров и грузов вчетверо ниже. При этом они не требуют оборудования взлетно-посадочных полос. По расчетам специалистов "Старт-ТРЭКа", стоимость билета на экраноплан составит примерно $10. Омские авиастроители надеются, что, кроме транспортных компаний, экранопланами заинтересуются и туристические фирмы.

Как рассказал "КС" Лев Чирков, производственные мощности для создания экранопланов уже прошли сертификацию в инспекции Обь-Иртышского речного пароходства. По его словам, то, что экранопланы как низколетающие аппараты сертифицируются по стандартам российского речного, а не авиационного регистра, существенно снижает время производства и стоимость техники. В результате цена омского экраноплана не должна превысить $450 тыс. "За эти деньги мы передадим заказчику аппарат не позднее, чем через восемь месяцев после оформления заявки", - заявил господин Чирков.

Проблема в том, что такого заказчика у "Старт-ТРЭКа" нет. Как рассказал "КС" гендиректор предприятия, проведены предварительные переговоры о поставках экранопланов с представителями погранвойск и МЧС России, администрации Архангельской области и судовой компании "Беломорье". Все они были удовлетворены техническими характеристиками и ценой машины, но в качестве условия заключения контракта потребовали осмотра опытного образца.

"Мы нашли совершенно свободную и перспективную производственную нишу, но пока не можем прорвать заколдованный круг: для производства машины нужен стартовый капитал, а денег нам не дают по причине отсутствия готового экраноплана", - посетовал Чирков. Он рассказал, что готовность "хоть завтра" выложить искомые $450 тыс. пока выразили только представители некой китайской фирмы. Но омичи опасаются, что китайцы скопируют их экраноплан (рынок экранопланов только в КНР оценивается не менее чем в 1 тыс. машин).

"Полетовцы" надеются, что ситуация изменится в июне, когда пройдет выставка вооружений и техники двойного назначения "ВТТВ-Омск-2005". В рамках этой выставки при содействии омских властей планируется презентация проекта. "Гвоздем" этого мероприятия может стать демонстрация экраноплана, изготовленного для чукотского губернатора Романа Абрамовича....
Авторские права на данный материал принадлежат «Континент Сибирь». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка