О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании производят запчасти

Американские авиакомпании выяснили, что производить различные запчасти самолетов может быть намного дешевле, чем покупать у авиастроителей

Американские авиакомпании выяснили, что производить различные запчасти самолетов - от сидений для унитаза до воздушных фильтров - может быть намного дешевле, чем покупать у авиастроителей.

Во время работ по замене одной из деталей самолета Boeing 767 механик компании American Airlines Фред Амато случайно заметил ценник на крошечной детали, купленной у Boeing, и очень удивился. Запчасть размером с небольшую монету стоила $146. Он подсчитал, что стоимость материала, который пошел на изготовление этой маленькой алюминиевой детали, - примерно 50 центов. "Мне это показалось просто возмутительным!" - говорит он. Теперь эта деталь производится на собственном оборудовании авиакомпании и обходится в $5, 24 за штуку. Экономия составляет $170 000 в год.

Конкуренция в отрасли и снижение тарифов лишают перевозчиков прибыли и вынуждают их искать новые способы снижения затрат. Одна из основных статей расходов авиакомпаний - текущий ремонт, который, по оценке компании Boeing, съедает до 20% стоимости обслуживания самолета. Примерно половина этих денег уходит на материалы и запчасти. Эксперты утверждают, что в течение 30 лет эксплуатации замене подлежат более половины деталей самолета, начиная с двигателя и заканчивая туалетом. Многие детали приходится менять по нескольку раз.

Цены на запчасти растут в среднем на 5% в год, и авиакомпании постоянно пытаются найти новых поставщиков или осваивают самостоятельное производство деталей, что обходится значительно дешевле. Благодаря собственному производству компании American Airlines ремонт одного самолета Boeing 777 в среднем обходится в $67 659. Раньше та же процедура стоила около $100 000.

Авиакомпания Continental Airlines экономит почти $2 млн в год, производя некоторые детали самостоятельно. В своем цехе в Хьюстоне авиакомпания производит откидные столики для пассажиров и пластиковые шторки на иллюминаторы. Выяснив, что пластиковые сиденья для туалетов можно производить самостоятельно, авиакомпания тратит $88 на одно сиденье, вместо того чтобы платить производителю $719 за фирменное. Точно так же в авиакомпании предпочитают изготавливать зеркала для туалетных комнат первого класса за $460, а не платить за них производителю около $3000.

Но чтобы привести раздутые затраты на обслуживание и замену деталей в норму, авиакомпаниям потребуется время. Один только двигатель в самолете MD80 состоит из 20 000 частей. Но в этой отрасли, находящейся под надзором государства, безопасность всегда стояла на первом месте. Каждая деталь, используемая в самолете, должна соответствовать стандартам Федерального управления авиации. Даже ковровое покрытия должно отвечать драконовским стандартам противопожарной безопасности.

Некоторые авиакомпании уже давно освоили производство компонентов, но в последнее время упор делается на работу с сотрудниками -их просят сообщать о завышенных ценах на детали. С 2000 г. объем запчастей, которые изготавливаются в цехах авиакомпании American Airlines, вырос на 17%. "Не проходит и дня, чтобы ко мне не подошел кто-нибудь из механиков и не сказал: "Неужели мы выкладываем столько денег за эту деталь?" - говорит Чарльз Ли, начальник производства на ремонтной базе American Airlines в Форт-Ворте.

Авиастроители, такие как Boeing и Airbus, оправдывают высокие цены временем и деньгами, которые были потрачены на разработку деталей. Цены на материалы тоже возросли.Но по мере того как цены растут, а парк самолетов компании American Airlines стареет (в 2000 г. средний возраст самолета компании составлял 10,7 лет, на начало этого года - 12,2 года), ей приходится изыскивать все новые способы экономии.

Генеральный директор American Airlines Джерард Арпи держит в своем кабинете детали самолетов. Он утверждает, что, найдя нового поставщика, компания экономит на одних только воздушных фильтрах $157 000 в год. Еще $640 000 удается сохранить благодаря самостоятельной замене гидравлических насосов.

Изготовление деталей на собственном производстве экономит не только деньги, но и время. Вместо того чтобы ждать заказанной детали неделями, ее можно за несколько дней сделать на собственном производстве. Иногда авиакомпании одалживают детали друг у друга.

Впрочем не все авиакомпании могут позволить себе полноценное производство. American Airlines самостоятельно выполняет почти весь ремонт самолетов, а значит, у нее есть обученные рабочие и производственное оборудование. Но даже у мелких авиакомпаний находятся способы сэкономить на запчастях. Механик America West Airlines, предложил самостоятельно изготавливать информационные табло для самолетов. Такие табло стоят более $100, а экономия может составить до 80%, говорит Джордж Клайденст, директор по закупкам America West, который рассматривает это предложение.

Конечно, чтобы добиться существенного сокращения затрат, авиакомпании вовсе не обязательно открывать собственное производство. Перевозчики все активнее сотрудничают с подрядчиками, у которых есть сертификат Федерального управления авиации на изготовление деталей для самолетов. По аналогии с фармацевтической отраслью, где многие компании торгуют препаратами-дженериками, сертифицированные производители продают запчасти значительно дешевле, чем Boeing и Airbus.

К тому же некоторые авиакомпании теперь ремонтируют и восстанавливают детали, которые раньше при поломке просто выбрасывали. Еще недавно авиакомпания Southwest Airlines платила $650 за замену замка на туалетной двери самолета. Потом механик обнаружил, что не нужно заменять весь замок, достаточно заменить пружину стоимостью $25. А совсем недавно Southwest Airlines нашла поставщика, который меняет весь замок за $6. Таким образом, затраты на такую операцию в масштабах всей компании удалось снизить с $300 000 до $2000, говорит Джим Сокол, вице-президент компании по ремонту и инженерии.

В результате подобных действий только в прошлом году American Airlines нашла 1800 способов сокращения затрат. Иногда сэкономить помогает само намерение отказаться от фирменной детали. Когда авиакомпания не захотела покупать дверцы для духовок за $1800, производитель снизил цену до $785. Но в итоге American Airlines решила производить их самостоятельно, ведь в таком случае они обойдутся в $683.

Фред Амато, механик в American Airlines, не готов останавливаться на достигнутом. Нет так давно он обнаружил, что авиакомпания сможет сэкономить деньги, если будет самостоятельно производить одну из деталей, которая снижает обороты двигателя при посадке. Он обратился в ближайший цех по производству и выяснил, что там такие детали стоят около $5 за штуку. Идея Фреда Амато понравилась инженерам и менеджерам. Спустя восемь месяцев собственное производство было запущено в эксплуатацию. С тех пор Амато, проработавший в авиакомпании 13 лет, нашел еще несколько способов сокращения расходов. Сейчас он исследует самолет, у которого скоро заканчивается гарантия, и уже понял, что можно сэкономить, самостоятельно изготавливая втулку стоимостью $300. "Если простая деталь кажется вам слишком дорогой, то скорее всего так и есть", - утверждает он....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка