О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бе-200 не улетит от "Иркута"

Корпорация "Иркут" стала владельцем контрольного пакета ТАНТК имени Бериева. В Таганроге разработан самолет-амфибия Бе-200. Именно на него "Иркут" делает ставку в гражданском самолетостроении

Корпорация "Иркут" стала владельцем контрольного пакета таганрогского авиакомплекса имени Бериева. В Таганроге разработан самолет-амфибия Бе-200. Именно на него "Иркут" делает ставку в гражданском самолетостроении. Поэтому эксперты полагают желание полного контроля над таганрогским предприятием вполне закономерным.

НПК "Иркут" занимается производством истребителей Су-30 на экспорт, разработкой учебно-боевого самолета Як-130, беспилотных летательных аппаратов и самолета-амфибии Бе-200. В 2004 г. выручка корпорации составила 18,54 млрд руб, прибыль до налогообложения - 1,19 млрд руб. В корпорацию входит Иркутский авиазавод, ОКБ Яковлева, компания "Русская авионика" и ряд других активов, доля "Иркута" в ТАНТК имени Бериева до недавнего времени составляла 39,57%.

Таганрогский научно-технический авиационный комплекс (ТАНТК) имени Бериева - разработчик Бе-200 и других гидросамолетов, а также самолетов радиолокационного обнаружения А-50. Включает в себя одноименное КБ и опытный завод с испытательной базой. 38% акций ТАНТК, принадлежащих государству, находится в управлении АХК "Сухой". Выручка ТАНТК за девять месяцев 2004 г. - 159 млн руб., балансовая прибыль - 103 млн руб.


В пятницу "Иркут" сообщил, что его доля в ТАНТК имени Бериева выросла с 39,57% до 54,2%. По словам пресс-секретаря "Иркута" Елены Федоровой, эти 14,63% акций "были приобретены на рынке", сумму сделки компания не раскрывает. Причиной, которая убедила "Иркут" установить полный контроль над ТАНТК, Федорова называет необходимость контролировать продвижение самолета-амфибии Бе-200. "Это наш основной гражданский проект, куда мы вложили около $200 млн, и основной проект ТАНТК, - говорит Федорова. - Контролировать работу над ним в условиях несовершенства законодательства по охране интеллектуальной собственности можно только через контроль над предприятием-разработчиком".

Однако менеджер одного из предприятий авиапромышленности, знакомый со стратегией "Иркута", говорит, что "Иркут" купил то, что осталось от бывшего 13,56%-ного пакета ТАНТК, принадлежавшего госхолдингу "Госинкор", а также докупил некоторое количество акций у менеджеров ТАНТК. "Иркуту" пакет обошелся в сумму, не превышающую $10 млн, считает собеседник "Ведомостей".

"Госинкор" был упразднен по решению правительства в феврале 2003 г., а в апреле его пакет акций ТАНТК был продан неким офшорным фирмам, говорит менеджер. В 2004 г. местное управление Минимущества даже выиграло в ростовском арбитраже иск о возврате пакета государству. Однако, говорит собеседник "Ведомостей", пакет был распылен и многократно перепродан, так что "Иркут" вполне может заявить о том, что является его добросовестным приобретателем. В Росимуществе получить комментарий не удалось. В "Иркуте" эту информацию комментировать также не стали. Федорова лишь подчеркнула, что никаких незаконных действий компания с акциями ТАНТК не совершала.

По словам эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, программа Бе-200 действительно важна для "Иркута". В перспективе корпорация намерена довести доходы от продаж амфибии до 50% от своей выручки. Для продвижения самолета на внешнем рынке "Иркут" заключил соглашение с концерном EADS. Поэтому получение полного контроля над результатами НИОКР по самолету и было важнейшей целью сделки, говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка