О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Испытания Як-130 не прерываются

Первый заместитель генерального директора ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" Н. Долженков определил программу по Як-130 как "главную тему" для конструкторского бюро

Ведущие отечественные авиастроительные фирмы по-разному определили для себя вектор сотрудничества с зарубежными компаниями. АХК "Сухой" и РСК "МиГ" пошли на широкое использование французских компонентов в Су-30МК и МиГ-АТ, а "Яковлев" создал учебно-боевой Як-130, ориентируясь исключительно на отечественные технологии.

Первый заместитель генерального директора ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева" и технический руководитель фирмы Николай Долженков определил программу по Як-130 как "главную тему" для всемирно известного конструкторского бюро. Далее в списке приоритетов идут ближне-средний магистральный самолет МС-21, легкий учебный Як-152 и беспилотные летательные аппараты (в частности, типа "Пчела").

В феврале 2005 г. приказом главкома ВВС России Владимира Михайлова образована комиссия по проведению программы государственных испытаний Як-130. Специалисты "Яковлева" готовят два летных экземпляра самолета к предъявлению членам комиссии, рассчитывая начать тестовые полеты в ГЛИЦ ВВС в конце мая - начале июня.

Программа госиспытаний разбита на два этапа. Долженков надеется получить "предварительное заключение" не позднее декабря 2005 г., которое даст "добро" на полномасштабное производство самолетов и поставку в воинские части. Второй этап, планируемый на следующий год, должен завершиться получением акта госкомиссии с рекомендацией о принятии Як-130 на вооружение ВВС России. Для этого необходимо провести весь комплекс испытаний самолета, в том числе на штопор и применение всей номенклатуры вооружения, определенной в техническом задании.

Потребности ВВС России в учебно-боевых самолетах определены в 200-300 единиц. Сейчас они "закрываются" чехословацкими L-39. Но их ресурсы окончательно будут исчерпаны в ближайшие несколько лет. Уже сегодня наличие запчастей, состояние аварийности и готовности парка оставляют желать лучшего. На период до 2012 г. минимально-необходимые потребности ВВС для оснащения центров подготовки и переучивания военных летчиков в Краснодаре и Липецке оцениваются в 48 самолетов. Министерство обороны уже выдало НАЗ "Сокол" трехгодичный контракт на строительство установочной партии из 12 Як-130. Поставки должны начаться в середине следующего года и завершиться в конце 2007-го.

Отдельный заказ на постройку еще одной опытной машины выдан разработчику самолета. Она станет третьим "экспериментальным самолетом в серийной конфигурации". Он будет идентичен первым двум Як-130, поднявшимся в воздух 25 апреля 2004-го и 5 апреля 2005 г. соответственно. Эти машины были построены за счет фирмы-разработчика. Третий опытный Як-130 начнет полеты в начале 2006 г. и будет задействован в программе госиспытаний по линии боевого применения.

Расчетная годовая мощность сборочной линии "Сокола" - несколько десятков Як-130, но возможности российского оборонного бюджета пока не позволяют закупать так много. Поэтому руководство корпорации "Иркут", в состав которой "Яковлев" вошел в прошлом году, ведет поиск дополнительных рынков сбыта. Индии предлагается экспортный вариант с "альтернативной" силовой установкой из двух АЛ-55И сборки Уфимского МПО. Индия выбрала эти моторы на легкий учебно-тренировочный самолет собственной разработки HJT-36 и новейший учебно-боевой HJT-39.

"Ситуация там довольно сложная, - говорит Долженков. - Индия закупила 60 английских УТС Hawk, но они не полностью удовлетворяют потребности. Поскольку Индия отдает приоритет собственным и совместным разработкам, мы готовы вместе с индийскими фирмами создать подходящий самолет, взяв за основу Як-130. Переговоры по данной теме ведет лично президент корпорации Алексей Федоров".

Комплектация Як-130 в базовом исполнении сформирована по ТЗ МО РФ. Этот вариант имеет чисто российский бортовой комплекс и двигатели АИ-222-2,5. Последние поставляются московским заводом "Салют", который выпускает их в кооперации с запорожскими ЗМКБ "Прогресс" и "Мотор-Сич". По требованию заказчика в серийные машины внесены изменения по сравнению с самолетом-демонстратором Як-130Д. В частности, изменена геометрия планера: фюзеляж "поджали" с целью снижения лобового сопротивления, а крыло укорочено на 1 м. С него удалены законцовки (типа "winglets"), которые давали 10-процентную прибавку дальности полета. Их место заняли пусковые установки ракет Р-73 типа "воздух - воздух".

ВВС России задали новый учебный самолет как конкурсную разработку в 1992 г. С тех пор "яковлевский" проект претерпел определенные корректировки. Главной стала его трансформация из учебно-тренировочного самолета в учебно-боевой. Теперь, помимо основной функции по подготовке летчиков фронтовой авиации на боевые самолеты поколений 4, 4+ и 5, Як-130 дополнительно решает ударные задачи с использованием широкой номенклатуры управляемого и неуправляемого оружия.

Для поражения воздушных целей самолет использует ракеты Р-73 и Р-77, наземных - Х-25, корректируемые авиабомбы КАБ500, блоки неуправляемых реактивных снарядов Б-8 и Б-13. Для точного наведения оружия Як-130 оснастили мощным прицельно-навигационным комплексом.

Сегодня Як-130 представляет собой самый продвинутый в технологическом плане тактический самолет из числа допущенных ВВС России к государственным испытаниям. Поэтому он рассматривается в качестве основы для разработки других типов летательных аппаратов. На базе Як-130 предполагается создание легкого ударного самолета с новейшими системами управления вооружением и комплексом средств защиты, а также беспилотного ударного аппарата.

На "Яковлеве" уверены в перспективности своего детища. Долженков говорит: "Самолет апробирован. На нем летали пилоты высшего звена ВВС России, в том числе главком Владимир Михайлов, заместитель главкома по авиации Александр Зелин и начальник ГЛИЦ Юрий Тригубенков. Теперь они говорят о самолете, исходя из собственного пилотажного опыта".

Сейчас главное - поскорее провести госиспытания и ввести военных летчиков-испытателей в нормальный режим работы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка