О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушные бои

Конфликт между США и Евросоюзом по поводу субсидирования своих авиастроителей вышел на новый уровень. Американцы объявили о намерении инициировать судебное разбирательство

Конфликт между США и Евросоюзом по поводу субсидирования своих авиастроителей вышел на новый уровень. Во вторник американцы объявили о намерении инициировать судебное разбирательство в отношении субсидирования Евросоюзом самолетостроительной корпорации Airbus. Европа, в свою очередь, обещает подать встречный иск - о незаконной господдержке США концерна Boeing. Эксперты отмечают, что разбирательство может затянуться не на один год. Ведь доказать факт предоставления субсидий будет сложно, так как предоставляются они и европейцами, и американцами в завуалированных формах.

Многомесячные переговоры Евросоюза и США по вопросу предоставления субсидий своим авиастроительным гигантам - Airbus и Boeing - оказались бесплодными. Спор переходит в судебную плоскость. Во вторник американские власти объявили о намерении обратиться во Всемирную торговую организацию (ВТО) с просьбой создать арбитражную комиссию, которая рассмотрит правомерность субсидирования Airbus. "Мы предпочли бы решить этот вопрос путем переговоров, а не обращаться вновь в ВТО. Но очередные усилия ЕС помочь (компании Airbus. - ГАЗЕТА) заставляют нас пойти на этот вынужденный шаг", - заявил представитель США в ВТО Роб Портман. Это заявление было сделано после того, как стало известно о намерении Евросоюза выделить Airbus новый пакет помощи из средств ЕС в размере 1,7 млрд. долларов. Всего же европейский авиастроительный концерн, по мнению американцев, получил 15 млрд. долларов субсидий начиная с 1967 года.

Европейцы, впрочем, выдвигают встречные претензии, обвиняя власти США в субсидировании Boeing на сумму в 23 млрд. долларов путем предоставления госконтрактов. На этом основании сейчас чиновники ЕC рассматривают возможность подать встречную жалобу.

Управляющий партнер компании Vegas Lex Альберт Еганян отмечает, что у США есть опыт успешных разбирательств в рамках ВТО: например, в прошлом году они добились отмены запрета на ввоз в ЕС генетически модифицированных продуктов. Но, отмечает Еганян, такие разбирательства могут длиться довольно долго, как минимум 1,5 года, и влетят его участникам в копеечку.

Конфликт между американской Boeing и европейской Airbus по поводу того, кому больше помогает государство, длится уже 13 лет. И без того сложные отношения конкурентов обострились в прошлом году. Дело в том, что Boeing уже второй год подряд не может восстановить лидерство на рынке гражданской авиатехники, который оценивается в 50 млрд. долларов в год. В 2004 году компания произвела только 285 пассажирских лайнеров против 320 самолетов Airbus.

О готовности перейти к судебным разбирательствам американцы объявили еще в ноябре прошлого года, но 11 января 2005 года США и ЕС объявили о начале переговоров об отмене госсубсидий самолетостроителям. Впрочем, в ходе переговоров торговое представительство США обвинило ЕС в том, что сразу после начала переговоров Airbus получил от европейских властей новый кредит в размере 1 млрд. долларов.

Изначально было понятно, что стороны не смогут договориться, считает глава консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. ЕС не пойдет на полный отказ от субсидирования, поскольку тем самым лишит Airbus возможности поддерживать свое лидерство. Американцы тоже вряд ли прекратят поддерживать Boeing и будут по-прежнему обеспечивать его госзаказами. По мнению Рыбака, теоретически США могут добиться введения квот и пошлин на ввоз европейской авиатехники, но вероятность того, что комиссия ВТО примет сторону американцев, невелика. Доказать факт субсидий в адрес Airbus будет достаточно сложно. Как считает Рыбак, американские власти пытаются оказать давление на ЕС, чтобы тот пошел на сокращение субсидий....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка