СМ-Номер один (Иркутск)
1 июня 2005, 11:40
Самолет-амфибия Ш-2 в небе над Иркутском
В годы Великой Отечественной войны Иркутск стал базой для производства знаменитого самолета-амфибии Ш-2
Списали и опять вернули в строй
Все началось с сообщения в одной из столичных газет о том, что во время войны Иркутский ремонтный завод гражданской авиации N 403 не только ремонтировал, но и строил новые самолеты-амфибии для фронта - Ш-2. Они производились совместно с Ленинградскими авиационно-ремонтными мастерскими N 21 (АРМ-21), эвакуированными в Сибирь. Однако подтвердить эту информацию удалось не сразу. В книге иркутского историка И.Кузнецова "Восточная Сибирь в годы Великой Отечественной войны" давался список всех предприятий, эвакуированных в Иркутск. АРМ-21 среди них не значились. Тогда пришлось искать подтверждение у живых источников. Николай Федоров, сотрудник академии гражданской авиации, и Леонид Копач, ленинградский сторожил, ушедший на пенсию с завода N 403 и оставшийся жить в Иркутске, помогли обнародовать эти неизвестные факты, касающиеся вклада иркутян в победу.
Самолет Ш-2 создал в 1928 году авиаконструктор Вадим Шавров. Самолет-амфибия был удивительным воздушным судном, рассчитанным на пилота и двух пассажиров, способным осуществлять взлеты и посадки как с земли, так и с воды. Этот самолет успешно использовался рыбаками, геологами, лесниками и был незаменим в медицинской авиации. Амфибия находила свое применение по всей стране. Она была удобна в управлении, легко стартовала и поднималась с аэродрома и так же легко осуществляла посадку на землю или водную поверхность.
К 1939 году Ш-2, произведенные на авиационных заводах страны, стали постепенно выходить из строя, закончился срок эксплуатации, и они почти все были списаны. Однако война с Финляндией, происходившая на территории с множеством озер и болот, сразу же выявила острую необходимость в этих амфибиях. Они позволяли осуществлять оперативную связь с войсками и были незаменимы для вывозки раненых из труднопроходимой местности. ГУ ГВФ (Главное управление гражданского воздушного флота) приказало вернуть "шаврушки" (так пилоты называли Ш-2) в строй. Для этого списанные амфибии отправляли в АРМ-21 в Ленинград, где перед отправкой в район боевых действий они проходили капитальный ремонт.
Однако отремонтированных самолетов не хватало. Тогда АРМ-21 предложили наладить выпуск новых самолетов. Конструкторская группа, возглавляемая В.Рентелем, справилась с задачей, и к началу 1940 года первый самолет-амфибия был выпущен. Причем в конструкции новорожденного Ш-2 появились существенные изменения, которые улучшили его летные и технические характеристики.
Испытательные полеты
Началась война, немцы подошли к Ленинграду. АРМ-21 демонтировали и вместе со сборочными конвейерами и недостроенными самолетами железнодорожным составом эвакуировали на восток. Авиационные мастерские были из числа последних, кто покинул город перед тем, как сомкнулось кольцо блокады.
Копач и Федоров вспоминают, что было дальше. Копач: "В августе 1941 года поезд отправился на восток. Нас бомбили, пока мы продвигались. Прибыли в Иркутск в октябре. Сухоруков - начальник авиационно-ремонтной базы N 403 - встретил нас на станции с автомобилями. Все оборудование было доставлено в цеха завода N 403. Жители Иркутска встретили нас хорошо. В 1943 году для нас построили большой кирпичный дом, который сохранился до настоящего времени. Кого-то поселили в двухэтажных деревянных домах, кого-то разместили прямо в ангарах и тренажерных помещениях.
Трудности со снабжением во время войны вынудили нас еще раз внести изменения в конструкцию самолета. Мы заменили металлическую секцию крыла деревянной. Создали специальный вариант медицинского самолета, добавив вторую кабину за кабиной пилота, где размещались носилки для раненых. Мотор М-11 был модифицирован, его мощность достигла 130 лошадиных сил. Сам главный конструктор Шавров прилетал в Иркутск, где согласился со всеми этими изменениями".
Копач: "После того как АРМ-21 эвакуировали в Иркутск, ленинградские инженеры и конструкторы отбыли в Свердловск. Их заменили местные кадры. За исключением мотора, колес и пропеллера иркутские ремонтники выпускали все остальное. В 1942 году первые аэропланы уже были произведены. Так как ремонтная база не имела своих собственных пилотов, то приходилось обращаться в Восточно-Сибирское управление гражданской авиации, чтобы они выделяли летчиков для проведения испытаний вновь построенных самолетов. Павел Чулков, начальник Восточно-Сибирского управления гражданской авиации, испытал первый Ш-2, выпущенный на иркутском заводе.
В качестве эксперта я участвовал в испытательных полетах на всех аэропланах, построенных на заводе N 403. Обычно поднимались в воздух с иркутского аэродрома, который находился рядом с заводом. По мере набора высоты пилот давал приказ поднять колеса. Это делалось при помощи ручного рычага. Мы пролетали над Иркутском, садились на Ангару выше моста, потом мы поднимались с реки, в воздухе я опускал колеса, и Ш-2 приземлялся на аэродром. Если полет происходил без проблем, то аэроплан отправлялся из Иркутска на фронт поездом по железной дороге".
Федоров: "Какие сложности у нас были? Один из самолетов загорелся на взлетной полосе, но жертв не было. Оказалось, что лопнул жесткий трубопровод, подающий топливо. Мы его заменили. В дальнейшем дали о себе знать еще кое-какие недоработки, которые были вовремя обнаружены и устранены. База благодаря интенсивному труду перевыполняла планы по ремонту аэропланов и моторов. В результате она неоднократно получала призы во всесоюзном социалистическом соревновании среди ремонтных предприятий Аэрофлота".
Несмотря на все сложности, связанные с военным временем, с 1942-го по 1945 год в Иркутске было построено около 150 самолетов-амфибий, отремонтировано 286 самолетов других конструкций и 884 мотора. После победы большинство иркутских Ш-2 продолжали служить нуждам народного хозяйства и населения. Они пролетали еще полтора десятка лет и продолжали работать вплоть до 1960-х годов....
Авторские права на данный материал принадлежат «СМ-Номер один (Иркутск)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 23, 2024
Аэрофлот проводит традиционную акцию для ветеранов Великой Отечественной войны
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 23, 2024
Пассажирский Boeing потерял колесо при взлете и попал на видео
Апрель 23, 2024
Пассажир попытался сесть на рейс с заряженным пистолетом