О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Чужие здесь не летают

Компания "Днеправиа" монополизировала днепропетровский авиарынок

Все началось с того, что 27 апреля Госавиаслужба издала приказ №290, согласно которому выполнять чартерные рейсы из региональных аэропортов в Анталию (Турция) было позволено только базовым (т.е. местным) авиакомпаниям. Как следует из документа, он призван был "снять производственное и социальное напряжение в региональных аэропортах в летний период" (с апреля по октябрь). Первый заместитель председателя Госавиаслужбы Александр Давыдов пояснил: "До моего прихода в Госавиаслужбу была социальная проблема в Донецком и Львовском регионах. И было обращение от местных авиакомпаний с просьбой позволить им самим осуществлять полеты. К сожалению, такой приказ был издан". Иными словами, Госавиаслужба решила пойти на поводу у региональных перевозчиков. Приказ вступил в силу 16 мая. "Издав этот приказ, Госавиаслужба вынудила нас согласовывать все рейсы с базовыми авиакомпаниями, что противоречит всем принципам, заложенным в Закон о туризме и правила чартерных перевозок", — возмущается директор по маркетингу компании "АероСвіт" Алексей Кочанов. По его словам, столичные авиаперевозчики на несколько месяцев вперед продали билеты на самолеты, вылетающие из региональных аэропортов, подписали соответствующие контракты с турагентствами. Последние заключили соглашения с турецкими гостиницами, продали желающим путевки в Анталию. То есть процесс пошел, и остановить его не представлялось возможным — авиакомпаниям и туристическим фирмам это влетело бы в копеечку. Не дожидаясь 16 мая, авиаперевозчики и турагентства стали досаждать звонками и забрасывать письмами Госавиаслужбу. И та смилостивилась. 19 мая приказом №337 Госавиаслужба отменила действие запретительного документа. "Приказ №290 был поздно принят. И мы увидели, что это была ошибка: когда уже были заключены договоры и составлены планы полетов, вмешиваться было неправильно", — признал г-н Давыдов.

Как это ни удивительно, но со снятием запретов согласились не все региональные аэропорты. ОАО "Днеправиа" (госструктура, куда входят и авиакомпания, и аэропорт) вот уже две недели не позволяет киевским компаниям "АероСвіт" и "Международные Авиалинии Украины" осуществлять рейсы на Анталию. "Руководитель аэропорта, и он же руководитель авиакомпании, не дает разрешения на полеты. Компания "Днеправиа" просто уцепилась за эту бумажку (приказ №290. — Авт.) и начала говорить, что мы сами тут как хотим, так и будем летать", — сообщил Александр Давыдов. Как следовало из слов вице-президента МАУ Владимира Семенченко, вначале свой отказ днепропетровцы мотивировали тем, что, мол, приказ авиационных властей появился слишком поздно. Потом уже не давали никаких объяснений. "Со стороны "Днеправиа" звучало лишь одно: "Все объемы работ мы способны выполнить сами", — заметил г-н Кочанов. Авиаперевозчики пытались решить проблему с помощью Госавиаслужбы. 23 мая Александр Давыдов направил председателю правления ОАО "Днеправиа" Анатолию Кукуте телеграмму, в которой предупредил его о "персональной ответственности за противоправные действия". Но даже после этого столичным перевозчикам не позволили летать в Анталию через днепропетровский аэропорт.

Поведение авиаторов из Днепропетровска на первый взгляд кажется странным. С чего бы это вдруг госкомпания игнорирует приказы авиационных властей? Как нам объяснил первый зампред Госавиаслужбы, его структура сделала все возможное, чтобы решить проблему: "На сегодня у "Днеправиа" нет никаких оснований для отказа другим компаниям в выполнении полетов на Анталию. Они используют свою монополию. И делают это незаконно". Но, мол, вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятия "Днеправиа" Госавиаслужба не может, поскольку распорядителем имущества предприятия является Фонд госимущества. Но, как стало понятно позже, распоряжается им ФГИ только на бумаге. Александр Давыдов обмолвился, что на самом-то деле "Днеправиа" подконтрольна группе "Приват". И что "все имущество "Днеправиа" находится в залоге у ПриватБанка. И группа "Приват" полностью контролирует всю ситуацию". Эта информация отчасти объясняет происходящее. Имея такую "крышу", ОАО "Днеправиа" и игнорирует приказы Госавиаслужбы. Только выиграет ли она от этого? С одной стороны, днепропетровская авиакомпания теперь — монополист по чартерным перевозкам пассажиров из Днепропетровска в Анталию воздушным путем. То есть она может устанавливать цены на билеты, как ей заблагорассудится. Но, с другой стороны, днепропетровский аэропорт теряет деньги. "Вместо шести он обслуживает два рейса на Анталию. Он недополучил более 1 млн грн., которые могли бы МАУ совместно с "АероСвіт" оплатить за обслуживание самолетов в аэропорту Днепропетровска. Надо также отметить, что в этом аэропорту нет интенсивного движения", — считает г-н Семенченко.

Что до МАУ и "АероСвіт", то они вынуждены были срочно переориентироваться на аэропорт Запорожья: днепропетровских пассажиров они доставляют туда автобусом. Понятно, что это неудобно как для пассажиров, так и для авиакомпаний. "На каждом рейсе "Аеросвіт" теряет $5 тыс. (сюда включены оплата проезда в автобусе и питания пассажиров, рейс которых задерживается вследствие переезда из Днепропетровска в Запорожье )", — возмущается Алексей Кочанов. Такие же потери, по словам Владимира Семенченко, несет и МАУ. Туроператоры оценивают свои потери в $10 тыс. за рейс. А сотрудничают МАУ и "АероСвіт" с тремя крупными турагентствами — "Пан Юкрейн", "Тез Тур" и "Тур Тес". "Если это безобразие не прекратится, расходы туроператоров, безусловно, возрастут: они вынуждены будут оплатить все авиабилеты, которые им вернут, и стоимость проживания в гостиницах. Нам тоже не поздоровится. К нам уже начинают поступать иски со стороны турагентств. Размер потерь по ним мы пока не можем подсчитать", — заметил г-н Кочанов. В свою очередь МАУ и "АероСвіт" также собираются судиться с компанией "Днеправиа". А пока они направили письмо в Антимонопольный комитет, но решения еще нет.

Что думают на сей счет в компании "Днеправиа", узнать не удалось. Анатолий Кукута отказался комментировать ситуацию по мобильному телефону: "Звоните в приемную, я через час буду у себя". Вот только дозвониться на стационарный телефон не удалось. Но надеемся, что руководитель ОАО "Днеправиа" все-таки прокомментирует ситуацию, и этот комментарий БИЗНЕС обязательно опубликует....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес (Киев)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка