О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летающий междугородний автобус

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию самолета Ту-324 предусмотрено Федеральной целевой программой

Как стало известно "Бизнесу", в следующем году начнется государственное финансирование разработки и создания нового регионального 52-местного пассажирского самолета Ту-324. Однако будущее самолета, и в частности его рентабельность, вызывает много вопросов.

Финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) по созданию самолета Ту-324 предусмотрено Федеральной целевой программой "Развитие гражданской авиационной техники в России в 2002-2010 годы и на период до 2015 года". По сведениям "Бизнеса", документ определяет стоимость НИОКР в 2725 млн руб., в числе которых из госбюджета планируется выделить 1200 млн руб. Остальные средства будут привлечены из внебюджетных источников. В соответствии с программой самолет должен быть создан в 2002-2005 годах и сертифицирован в 2005 году.

Бюджетные средства пойдут на окончание разработки, постройку опытной партии самолетов и сертификацию. Опытные машины должны быть построены на Казанском авиационном производственном объединении (КАПО). Ту-324 призван заменить на внутренних линиях самолет Як-40, который выпускался серийно с 1968 по 1981 год на Саратовском авиазаводе. Всего было произведено 1011 машин.

Отношение аналитиков и специалистов к новому самолету очень осторожное. "Шаймиев давно бьется за госфинансирование начала его производства",- сообщил "Бизнесу" вице-президент НРБанка Андрей Деркач. Однако, по его мнению, у нового самолета есть один большой недостаток - неясная рентабельность. "Самолет предназначен для небольших расстояний - 1000-1200 км,- поясняет Андрей Деркач.- А при существующих тарифах на авиаперевозки и платежеспособности населения Сибири, Крайнего Севера и прочих регионов цена самолета даже с вычетом госдотации все равно не покрывает тот объем платежей, который должна обеспечить авиакомпания". Выход, по его мнению, состоит в обязательном участии субъектов федерации в финансировании лизинга самолетов авиакомпаниями. "Субъекты федерации должны участвовать в субсидировании лизинговых платежей на весь срок лизинга самолетов - 15 лет",- полагает Деркач.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов настроен к Ту-324 более категорично и негативно. "КБ Туполева уже давно утеряло свой инновационный потенциал и вряд ли в состоянии выполнить новую работу,- считает Пухов.- Поэтому выдача им государственных денег без тендера будет как минимум ошибкой, а как максимум - преступлением".

При этом оппоненты считают, что экспортные перспективы у самолета отсутствуют. "А работать чисто на внутренний рынок нельзя - при заказе 200 самолетов на десять лет мы получаем 20 самолетов в год, а это очень низкая загрузка для Казанского авиазавода",- считает Андрей Деркач. "Российской власти нужно сконцентрироваться на прорывных моделях и отойти от бесперспективных Ту-324 и МС-21, потому что у них нет абсолютно никаких возможностей на мировых рынках",- соглашается Руслан Пухов.

А пока в ожидании сменщика на местных линиях продолжает летать ветеран Як-40. Из 1011 выпущенных самолетов в строю осталось всего 180. Большинство из них переоборудовано для перевозки VIPпассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка