О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

На сверхзвук с прямым крылом: бизнес полетит безударно

В дискуссиях о будущем крупных сверхзвуковых пассажирских лайнеров и в их проектировании наблюдается затишье. Зато проектов сверхзвуковых самолётов бизнес-класса - появляется всё больше

В дискуссиях о будущем крупных сверхзвуковых пассажирских лайнеров и в их проектировании в последние годы наблюдается некоторое затишье. Зато проектов сверхзвуковых самолётов бизнес-класса - появляется всё больше.

Сверхзвуковой самолёт на 6-15 пассажиров едва ли проще спроектировать, чем аналогичную машину на 150 человек, но стоить она будет дешевле, а спрос на бизнес-сверхзвуковики специалисты прогнозируют нешуточный.

В США и Европе в последние годы родилось немало проектов таких небольших сверхзвуковиков, которые сейчас находятся на разных этапах реализации, впрочем - во всех случаях - пока лишь только на бумажных стадиях.

Все эти проекты, при всех их оригинальных деталях, объединяет одно - новые самолёты подозрительно похожи на сильно "подросшие" истребители Су-27 или F-15, либо напоминают сильно "усохшие" "Конкорды" и Ту-144.

Те же дельтавидные крылья, то же двойное оперение и так далее, и тому подобное. Между тем, есть один такой проект, который уже внешне выбивается из общей картины.

Американская корпорация Aerion проектирует необычную 12-местную машину под названием Aerion SBJ, то есть "Сверхзвуковой реактивный самолёт бизнес-класса от Aerion".

В облике этого самолёта обращает на себя внимание прямое крыло (ромбовидное, если быть точнее) и такое же прямое оперение. Кажется, что такая машина едва ли будет особенно быстра и тем более - экономична - по сравнению с самолётами, похожими на истребители. Но впечатление это обманчиво.

Свою аэродинамическую схему и технологию крыла компания называет "Сверхзвуковой естественный поток" (Supersonic Natural Flow - NLF).

Внешнее сходство нового самолёта с канувшим в лету истребителем F-104 (который заслужил прозвище "летающий гроб" за капризное поведение, стоившее многих жизней лётчиков) ничего не значит - аэродинамика крыла Aerion совершенно новая. Кстати, в её доводке компании помогает NASA.

Длина Aerion SBJ составляет 44,15 метра, а размах крыла - 19,8 метра.

Самое главное конкурентное преимущество Aerion SBJ (по заверениям разработчиков) - он обещает быть тихим сверхзвуковым самолётом, не создающим никакого звукового удара на земле до скорости 1,1 М (то есть 1,1 скорости звука).

Это открывает машине дорогу в широкую эксплуатацию, без того, чтобы увязнуть в разнообразных согласованиях и разрешениях от властей стран, над которыми должен проходить маршрут.

При полёте над населёнными областями машина будет держаться этой (до 1,1 М) скорости или даже околозвуковой (0,99 М), что всё равно окажется ощутимо быстрее, чем скорости полёта существующих самолётов бизнес-класса. А при полёте над океанами самолёт разгонится до 1,6 М.

Кстати, даже на этой скорости сила звукового удара должна быть несколько ниже, чем от куда меньших по размеру сверхзвуковых истребителей, и намного-намного меньше, чем от "Конкорда".

Захотят ли бизнесмены летать на новой машине? Компания приводит такой пример - полёт из Токио в Нью-Йорк с посадкой в Анкоридже (отдых - 1 час) на новом самолёте займёт 9 часов 33 минуты (включая это самое время отдыха), а рейс без отдыха (но с одной заправкой) на современном самолёте бизнес-класса - 14 часов 21 минуту.

Максимальная дальность полёта Aerion SBJ - около 8 тысяч километров при крейсерской скорости 1,4 М. Но, может быть, машина будет способна летать только из крупных аэропортов? А вот и нет.

Посадочная скорость Aerion SBJ, по расчётам, должна составить 237 километров в час, что позволит машине садиться на полосах длиной всего 1,5 километра. Это было бы крайне затруднительно, фактически - невозможно, для того же "Конкорда" и сходных с ним самолётов.

Разбег машины составит примерно 1,8 километра, что также очень неплохо для сверхзвуковой машины. Вот и плюс прямого крыла, добавим, в сочетании с закрылками по всему его размаху.

Есть и ещё один примечательный момент. Одна из главных причин, по которой сверхзвуковые лайнеры не вытеснили на обочину истории обычные аэробусы - это стоимость билета.

Сейчас, возвращаясь к идее сверхзвуковых перевозок, но уже применительно к небольшим самолётам бизнес-класса, авиастроители в разных странах дружно объявили: "Уж богатые и очень дорожащие своим временем бизнесмены будут готовы чуть-чуть переплатить за рейс, чтобы сократить в 1,5, а то и в 2 раза время в пути".

И тут появляется Aerion (кстати, официальный старт проекта состоялся осенью прошлого года) и путает конкурентам все карты, заявляя: "А наш сверхзвуковой полёт обойдётся пассажиру не дороже, а даже дешевле, чем рейс на существующих реактивных дозвуковых 10-20-местных самолётах".

Компания утверждает, что у её самолёта сопротивление воздуха на сверхзвуке, несмотря на прямое крыло, будет на 20% ниже, чем у самолёта с дельтавидным крылом аналогичного размера.

Сюда добавляются замечательные турбореактивные двигатели от Pratt & Whitney, одного из мировых лидеров в данной области. И вот готов быстрый, но экономичный самолёт.

Стоить он будет примерно $80 миллионов, впрочем, до заявленной даты выхода Aerion SBJ на рынок (2011 год) она ещё может поменяться.

Мировой рынок сверхзвуковых машин бизнес-класса компания оценивает в 300-400 самолётов в год....
Авторские права на данный материал принадлежат «Membrana». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка