О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пиррова победа "Домодедово"

Статус главных воздушных ворот страны дался аэропорту "Домодедово" дорогой ценой. Теперь его пассажиры в часы пик вынуждены до часа проводить в очередях

Статус главных воздушных ворот страны дался аэропорту "Домодедово" дорогой ценой. Теперь его пассажиры, как и в "Шереметьево", в часы пик вынуждены до часа проводить в очередях. Но главное испытание для нового лидера - горячий туристический сезон - еще впереди, предупреждают эксперты.

В 2004 г. услугами "Домодедово", которым управляет группа "Ист Лайн", воспользовались 12,1 млн пассажиров. План на 2005 г. - 13,3 млн пассажиров. Выручка группы за девять месяцев 2004 г. - 9,5 млрд руб., чистая прибыль - 4 млрд руб.

Слава самого перегруженного аэропорта в стране закрепилась за "Шереметьево" с конца 90-х. Этому способствовал приход в аэропорт туристических чартеров в 1997 г., вспоминает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Последние годы аэропорт стабильно обслуживал больше пассажиров, нежели позволяла его пропускная способность. В результате авиаперевозчики стали перебазироваться в другие аэропорты столицы. От услуг "Шереметьево" отказались более 10 авиакомпаний, в том числе British Airways. И в феврале благодаря взрывному росту пассажиропотока "Домодедово" обогнало "Шереметьево".

Но вместе с победой над конкурентом "Домодедово" получило и весь набор его проблем. "Домодедово" очень быстро переросло свои масштабы", - говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. "Жуткие очереди и явная нервозность персонала - в общем, все то же самое, что в "Шереметьево", только терминал новый", - делится впечатлениями от аэропорта Вадим Дымов, основной владелец компании "Дымов", регулярно летающий в Красноярск через "Домодедово". "В очередях приходится стоять по часу", - добавляет исполнительный директор "Аптечная сеть 36,6" Антон Парканский, летающий в Новосибирск. Аэропорт замедлил рост: в январе - мае 2004 г. его пассажирооборот вырос почти на 50%, а в 2005 г. - только на 10%.

"Все дело в том, что [председатель совета директоров "Ист Лайна" Дмитрий] Каменщик не думал, что все будет так хорошо развиваться", - рассуждает первый замгендиректора "Внуково" Виталий Ванцев. За три года "Домодедово" привлекло больше 20 новых перевозчиков и втрое увеличило пассажиропоток. "Теперь, как и "Шереметьево", их спасет только строительство нового терминала", - резюмирует Ванцев.

В "Ист Лайне" признают перегруженность аэропорта и наличие очередей. "Мы достигли пика, но для нас это и толчок к дальнейшему развитию", - говорит представитель компании. Готовясь к сезону отпусков, "Ист Лайн" на треть увеличил количество стоек регистрации (до 80) и начал расширение аэровокзала. К осени "Домодедово" планирует ввести услугу fast track (быстрый проход), которая работает в "Шереметьево" с 2001 г. А к следующему сезону расширение терминала будет закончено и пропускная способность вырастет на 25%, обещают в "Ист Лайне". На расширение существующего терминала и строительство нового группа планирует потратить около $500 млн.

Но аэропорту еще предстоит пережить этот сезон, и особенно тяжело придется в июле - августе, предупреждает Рыбак. "Это пик отпусков, а новых мощностей у "Домодедово" еще не будет", - отмечает он.

Впрочем, пока это не грозит аэропорту потерей клиентов. "Из "Домодедово" все равно летать однозначно комфортнее, чем из "Шереметьево", - говорит заместитель финансового директора "Русала" Олег Мухамедшин, летающий в Лондон из обоих аэропортов. "Это [перегруженность "Домодедово"] было прогнозируемо еще в прошлом году, но команда "Ист Лайна" по-настоящему талантлива и выберется из этой ситуации", - уверен гендиректор "Шереметьево" Михаил Василенко. "Внуково", единственный относительно свободный аэропорт Москвы, не пытается переманить перевозчиков из "Домодедово", заверяет Ванцев. Это подтверждают и представители базовых авиакомпаний "Домодедово" - KrasAir, "Сибири" и British Airways.

Они готовятся решать проблему перегруженности своими силами. "Сибирь", один из базовых перевозчиков "Домодедово", планирует на 12% увеличить количество чартеров, вылетающих из Москвы. И поэтому сама будет вводить дополнительные стойки, говорит представитель компании. А пассажиры British Airways, 25% которых пользуются спецстойками BA для самостоятельной регистрации, таким образом избегают очередей, говорит PR-менеджер компании Мария Шляхтова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка