О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Сатурн" в небесах и на море

Сегодня НПО "Сатурн" вышло на новый уровень работ и готово начать изготовление продукции для военно-морских кораблей, не говоря об их гражданских "собратьях"

Второй Международный военно-морской салон IMDS-2005, прошедший в Санкт-Петербурге, привлек большое внимание специалистов. Перед его открытием эксперты заявляли, что в ближайшие годы доля продаж ФГУП "Рособоронэкспорт" по военно-морской технике увеличится до 51 процента. При этом прогнозируется уход фирм с авиационной тематикой на вторые роли. Однако уже первый день работы военно-морского салона внес в эти прогнозы неожиданные коррективы.

На IMDS-2005 три генеральных директора: Юрий Ласточкин - от "НПО "Сатурн", Витольд Войтецкий - от "НПО "Аврора", Борис Лобода - от "Завода "Киров-Энергомаш" - подписали соглашение о создании российских газотурбинных корабельных агрегатов для ВМФ. Две трети работ по ним предполагается выполнить на предприятии, занимающемся разработкой и производством авиадвигателей, "НПО "Сатурн". Как заявил его гендиректор Юрий Ласточкин, подписанное соглашение открывает новые возможности по созданию конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках высокоэкономичных автоматизированных газотурбинных двигателей 4-го поколения для боевых кораблей. В настоящее время на головном предприятии компании в г. Рыбинске завершаются все необходимые для этого работы. Руководство Военно-морского флота и Федеральное агентство по промышленности завершают согласование решения о возложении функций комплексного поставщика газотурбинных корабельных агрегатов на ведущую российскую двигателестроительную корпорацию "НПО "Сатурн".

Здесь необходимо пояснить, что ранее надводные корабли ВМФ СССР и России оснащались агрегатами украинского производства. Само принципиальное решение о налаживании аналогичного производства силами отечественных предприятий, по словам начальника управления заказов и поставок кораблей, морского вооружения и военной техники Министерства обороны РФ контр-адмирала Анатолия Шлемова, было принято еще тринадцать лет назад. Ведь с распадом СССР для российских военных Украина стала хоть и ближним, но все же зарубежьем. Требовалось наладить выпуск двигателей на территории России. В качестве единственного предприятия, где существовали потенциальные возможности для такого производства, выбрали "НПО "Сатурн".

Однако в начале 90-х годов прошлого века, когда и экономика страны, и ее флот переживали не лучшие времена, переход от слов к делу был нереальным. Лишь со стабилизацией ситуации в промышленности, развитием производства и появлением четких перспектив поступательного развития ВМФ удалось вновь по-настоящему вернуться к этому вопросу.

Как пояснил руководитель проекта газотурбинных двигателей и агрегатов надводных кораблей ВМФ "НПО "Сатурн" директор программы "Сатурн-ВМФ" Леонид Иванов, подписание соглашения стало закономерным итогом контактов с ведущими российскими судостроительными конструкторскими бюро. Надо особо отметить, что Россия не может идти по пути союзного государства и под каждый закладываемый корабль создавать уникальный агрегат. Таких ресурсов да и необходимости у нашей страны нет. Предложено было создать два-три унифицированных агрегата и в зависимости от типа корабля варьировать их количество. На сегодняшний день получены заявки на корабельные агрегаты в общей сложности для двадцати проектов кораблей.

Сегодня научно-производственное объединение "Сатурн" вышло на новый уровень работ и готово начать изготовление продукции для военно-морских кораблей, не говоря об их гражданских "собратьях", уже серийно изготавливаемых по заказу Газпрома. Демонстрационный стенд "НПО "Сатурн" на IMDS-2005 вызвал большой интерес как у наших, так и зарубежных специалистов. Здесь были выставлены натурные образцы двигателей "Сатурн-М75РУ" мощностью 5-7 тыс. лошадиных сил и "Сатурн-М70ФРУ" мощностью 12-14 тыс. лошадиных сил. Они предназначены для установки на суда и корабли водоизмещением от 60 и 8000 тонн соответственно. И все же создание подобных агрегатов требует широкой кооперации российских предприятий, разрабатывающих и изготавливающих двигатели, редукторы, системы управления, другие узлы и комплектующие. Именно поэтому соглашение открыто для подписания другими российскими организациями.

Насколько надежным и перспективным партнером является научно-производственное объединение "Сатурн"? Развивая деятельность по военно-морской тематике, предприятие уверенно расширяет позиции ведущей двигателестроительной корпорации, специализирующейся на разработке и производстве газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.

Недавно ФГУП "Рособоронэкспорт" и "НПО "Сатурн" подписали в Бангалоре контракт на разработку и поставку в Индию авиационных двигателей АЛ-55 для учебно-тренировочных самолетов HJT-36 индийских ВВС. Рассматривается возможность установки этого двигателя и на двухдвигательный самолет HJT-39.

Контракт состоит из двух частей. Первая - это опытно-конструкторские работы по созданию двигателя. Вторая - это лицензия на производство около тысячи двигателей на предприятиях индийской корпорации Hindustan Aeronautics Ltd (HAL). Изготавливаться он будет в кооперации с Уфимским моторостроительным производственным объединением. "Горячая часть" двигателя будет производиться в Рыбинске, а сборка - в Уфе. Календарный ресурс двигателя рассчитан на 25-30 лет. При массе в 355 кг АЛ-55 будет иметь тягу около 2200 кг.

"НПО "Сатурн" планирует предложить новую разработку также для российских учебно-тренировочных самолетов МиГ-АТ, Як-130 и беспилотных летательных аппаратов.

Другим перспективным направлением работ в интересах российских ВВС является разработка двигателя для истребителя 5-го поколения. Недавно выполнен первый испытательный полет самолета Су-27ЛЛ, оснащенного двумя такими двигателями. Как пояснили специалисты, задание выполнено полностью. Средства объективного контроля зафиксировали устойчивую и надежную работу силовой установки.

Как видим, "НПО "Сатурн", лидируя в авиационном двигателестроении, в дополнение к этому разработало корабельные агрегаты для ВМФ. Фирма применила передовые авиационные технологии и разработки в другой отрасли, еще более уверенно отстаивая статус абсолютного лидера российского двигателестроения....
Авторские права на данный материал принадлежат «Красная звезда». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка