О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ночные ведьмы" возвращаются

Главком ВВС России В. Михайлов заявил на днях, что ВВС России приступили к испытательным полетам нового всепогодного вертолета Ми-28H "Ночной охотник"

Главком ВВС России Владимир Михайлов заявил на днях, что ВВС России приступили к испытательным полетам нового всепогодного вертолета Ми-28H "Ночной охотник", который способен уничтожать противника не только днем при хорошей видимости, но и ночью, когда хоть глаз выколи. Если испытания завершатся успешно, то Ми-28H появятся в армии в следующем году, а к 2010 году их будет уже около 50.

Такую машину давно ждали в войсках. Особенно - в Чечне. Там вертолеты применялись исключительно в дневное время, так как ночью ничего "не видели". Днем федеральные войска брали ситуацию под контроль, а ночью на этой территории вновь хозяйничали боевики.

Работы по "ночному" вертолету начались еще в 1997 г., но постоянно затягивались из-за жесткой конкуренции двух схожих проектов: Ка-50 "Черная акула" (фирма Камова) и Ми-28Н "Ночной охотник" (фирма Миля). Борьба шла с переменным успехом: то 80 млн. бюджетных рублей выделяли "Акуле", а "Охотнику" - лишь 50, то наоборот. Пока наверху спорили, вертолеты в войсках старели и бились.

Еще два-три года назад проект Ми-28Н висел на волоске. Он серьезно проигрывал конкуренту и по техническим характеристикам, и по степени готовности. Однако сейчас за его судьбу можно уже не беспокоиться. Под свое мощное крыло его взял глава Рособоронэкспорта Сергей Чемезов. При поддержке Кремля он создает вертолетостроительный холдинг. Ми-28Н - одна из главных его программ. Под нее ожидается золотой бюджетный дождь, так как эта машина должна прийти на смену Ми-24 - самому массовому вертолету в мире.

Ми-28Н умеет видеть в темноте, стрелять, маскироваться в ущельях и руслах рек - чтобы не достали средства ПВО, подкрадываться к противнику на высоте всего в 5-10 метров со скоростью 300 км/ч.

О том, как на Ростовском вертолетном заводе идет работа над "Ночным охотником", "МК" попросил рассказать замгендиректора предприятия, в прошлом командующего армейской авиацией, Героя Советского Союза Виталия Павлова:

- В Ми-28Н нет ни одной иностранной детали. Все делается исключительно российскими предприятиями. Работа по вертолету находится под личным контролем президента Путина. И каждые 3-4 месяца мы докладываем ему, что сделано.

- А денег он вам много выделил?

- Нам заплатили за три машины, но завод решил, что Ми-28Н - дело перспективное, и вложил собственные средства в создание еще двух машин. На днях один из заводских вертолетов отправится на коломенский полигон, где будет стрелять ночью. Днем у него проблем уже нет.

- Значит, на следующий год Ми-28Н поступит в войска?

- Вряд ли. Он еще будет проходить испытания, которые рассчитаны месяцев на девять. И никто не имеет права передать вертолет в войска, пока наши специалисты не дадут заключения о том, что он соответствует тем параметрам, которые закладывали конструкторы. Скорее всего заключение экспертов по первым машинам будет сделано к 2007 году, тогда их и запустят в серию. Думаю, это будет порядка пяти машин - на большее у ВВС нет денег. Трудности со сроками возникают еще и потому, что за последние годы потеряны многие малые заводы, которые поставляли различные мелкие детали. А без них боевую машину не сделать. Ведь в создании вертолета участвует более 500 смежников. К примеру, нет шланга гидронасоса, который выдерживает давление до 160 атмосфер. Можно, конечно, заказать его там, где делают шланги для тракторов, но они умеют делать лишь такие, которые держат 4 атмосферы. Чтобы этому предприятию добиться нужного качества, потребуется год-два, технология-то утеряна. Но мы спешим, догоняем наших американских конкурентов - фирму Сикорского с их АН-64D Apache Longbow. Сегодня мы только года на 3-4 отстаем, а недавно отставали на 10. Думаю, скоро догоним их и перегоним.

Справка МК

В состав вооружения Ми-28Н входит сверхзвуковая высокоточная управляемая ракета "Атака", которая поражает танки с динамической защитой брони, а также воздушные цели, и сверхзвуковая управляемая ракета "Игла" класса "воздух-воздух". Вертолет снабжен пушечной установкой калибра 30 мм. Кабина экипажа полностью бронирована и выдерживает прямое попадание бронебойно-зажигательных пуль калибра 12,7 мм и снарядов калибра 20 мм.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Московский комсомолец». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка