Опубликовано: 12.07.2005, 13:02
 

О нюансах надо думать заранее

При выборе вертолета следует учитывать множество нюансов, взвешивать все плюсы и минусы. Поэтому лучше не торопиться: покупка дорогая, а значит - ответственная


Прежде всего необходимо определиться с классом вертолета в зависимости от двигателя. Моторы бывают двух типов - турбовинтовые и поршневые. У каждого свои особенности.

Турбовинтовые модели намного дороже, но зато мощнее и динамичнее поршневых. Они, например, быстрее набирают высоту: 10-11 метров в секунду (около 40 км/ч по вертикали) против 5-6 м/с. Вдобавок турбовинтовые модели ощутимо быстроходнее. Многие способны набирать под 300 км/ч, тогда как среди поршневых вертолетов лишь самые мощные могут преодолевать рубеж 200 км/ч.

Одно из преимуществ поршневого вертолета - распространенное топливо. Он потребляет автомобильный бензин, который владельцы покупают на обычных АЗС. А турбовинтовой геликоптер требует специального авиационного керосина и заправлять его придется только на оборудованных аэродромах.

Еще один важный момент - выбор шасси. Какое предпочесть - колесное или "лыжи"? Колеса имеют свои преимущества: они обычно сделаны убирающимся, поэтому у вертолета лучше аэродинамика и выше максимальная скорость. Но такие модели более требовательны к качеству посадочной площадки, в то время как вертолет с "лыжами" может приземлиться практически где угодно. Кроме того, "лыжи" значительно прочнее и надежнее колесного шасси. Ну а если вы любите рыбалку и подразумевается, что геликоптеру придется садиться на воду, можно дополнить штатное шасси специальными поплавками.

Другой нюанс связан со сложной электронной начинкой некоторых дорогих вертолетов. Такие системы позволяют доверить управление автопилоту, например, в условиях плохой видимости. Правда, напичканный электроникой геликоптер требует особых условий хранения. Чтобы защитить аппаратуру от сбоев, возможных капризов из-за погоды, придется постоянно держать вертолет в ангаре. А вот относительно простые модели, наоборот, без проблем стоят под открытым небом.

Поршневые модели

Уже несколько лет среди российских покупателей пользуется популярностью сверхлегкая двухместная модель ЕXEC-162F. Этот вертолет способен летать со скоростью 185 км/ч. По желанию заказчика допускается установка дополнительного топливного бака, позволяющая увеличить дальность полета с 300 до 400 км. Аппетит у маленького вертолета совсем скромный - 30 литров в час.

В США и Канаде эта модель по карману даже представителям среднего класса. Дело в том, что вертолеты продаются не только собранными, но также в виде "китов" деталей (от английского kit - набор). Превратить "кит" в вертолет можно прямо в гараже. Впрочем, специалисты советуют все же доверить сборку профессионалам. Ведь она представляет собой целый производственный процесс. Кстати, собранный вертолет обойдется не намного дороже "кита".

Единственный недостаток EXEC-162 - сложность в управлении. Вертолет слишком чутко реагирует на действия пилота и не прощает ему ошибок. Поэтому для тренировок придется искать опытного инструктора. Однако если вы научитесь управлять этим вертолетом, потом будете уверенно чувствовать себя во всех остальных моделях.

Еще один доступный маленький геликоптер - Safari. Его максимальная скорость составляет 160 км/ч, а дальность полета не превышает 300 км. Шарообразная прозрачная кабина обеспечивает хороший комфорт и практически панорамную обзорность. Safari славится хорошей управляемостью и прогнозируемым поведением. Научиться летать на нем гораздо легче, чем на EXEC-162F.

Самый престижный среди двухместных геликоптеров - американский Robinson-22. Он просторнее, чем EXEC-162F и Safari. К тому же Robinson-22 самый быстрый среди одноклассников. Он может набирать до 190 км/ч. Дальность полета составляет чуть больше 300 км. Вертолет не подведет в разных климатических условиях, при температурах воздуха от "-30" до "+40". Навигационная система позволяет летать в любое время суток. Ресурс до капремонта составляет 2.200 часов - очень высокий показатель для поршневых моделей. А это значит, что при обычной для пилота-частника бережной эксплуатации до первого серьезного ремонта Robinson-22 пролетает не менее 10-12 лет.

Следующая ступень в иерархии поршневых вертолетов - четырехместный Robinson-44. Модель развивает свыше 210 км/ч. Дальность полета достигает 600 км. Кстати, сами летчики считают "44-й" наиболее безопасным среди компактных моделей. При этом эксплуатационные затраты относительно малы. Например, расход топлива составляет 40 литров в час. Robinson-44 пользуется популярностью среди западных бизнесменов и полицейских. Любители загородного отдыха и рыбалки предпочитают версию Robinson-44 Clipper, которая оснащается специальными поплавками для посадки на воду. А недавно у нас в стране появилась модификация для полетов в условиях высокогорья - она не боится обледенения и легко заводится зимой.

Как правило, все поршневые модели в базовой версии абсолютно "голые". За дополнительную плату заказывают спутниковое навигационное оборудование, обогреватели стекол, более вместительные топливные баки и другие опции для повышения комфорта и безопасности.
Турбовинтовые модели

Турбовинтовые модели предназначены для интенсивной эксплуатации. Лучшие геликоптеры этого класса пользуются популярностью не только среди бизнесменов, но также в силовых структурах, для которых важна способность вертолета работать в экстремальных условиях. Пример тому - недавно появившийся на российском рынке американский газотурбинный Enstrom 480B, сделанный по заказу американской полиции. Его максимальная скорость достигает 210 км/ч, а дальность полета превышает 500 км. Модель обладает очень просторным салоном (в нем с комфортом размещаются пять человек), отличается хорошей управляемостью и неприхотливостью. Инженеры тщательно следовали пожеланиям заказчика. Особый акцент сделали на возможности работы в экстремальных условиях - в отличие от многих конкурентов Enstrom 480B в случае поломки можно отремонтировать буквально в чистом поле.

Еще один любимец силовиков - легендарный американский MD-500E. Геликоптер способен развивать 290 км/ч. Дальность полета - больше 600 км (с дополнительными топливными баками увеличивается почти в два раза). Этот вертолет спроектировали еще для вьетнамской войны. Сейчас, помимо военного дела, модель освоила множество гражданских профессий. Геликоптер используется спасательными ведомствами, природоохранными и полицейскими структурами. Очень часто "пятисотку" покупают частные лица. Ведь это вертолет-ветеран, который прошел огонь и воду. Американские инженеры совершенствовали его узлы и детали в течение 40 лет. MD-500E надежен, неприхотлив и отличается превосходными летными качествами.

Конечно, может возникнуть вопрос: зачем покупать модель с военной родословной, если есть полноценные гражданские? "Этот вертолет привлекает потрясающей динамикой и невероятной выносливостью, - отвечает президент авиапредприятия "ГАЛС" Евгений Ермаков. - Ведь MD-500E создавался с избыточной мощностью двигателя и огромным запасом прочности трансмиссии". А это значит, что геликоптер не подведет даже в самых жестких условиях. Например, "пятисотка" - единственная модель в своем классе, позволяющая без проблем сделать "мертвую петлю". А это дополнительный фактор безопасности. Допустим, впереди по курсу появляется препятствие, столкновения с которым избежать практически невозможно. MD-500E способен развернуться "мертвой петлей" и полететь в обратную сторону. Для большинства турбовинтовых моделей такая задача если и выполнима, то с очень тяжелыми последствиями для узлов и механизмов.

Базовая версия "пятисотки" рассчитана на пилота и четырех пассажиров, а представительская модификация - на летчика и трех VIP-персон. Спартанское военное исполнение допускает перевозку семи человек.

Несколько дороже стоит современный вариант "пятисотки" - MD-520N. Его изюминка заключается в отсутствии хвостового винта, функции которого (стабилизация курса полета) выполняет система Notar. По сути, это труба с подвижным соплом на конце, сквозь которое нагнетается воздух. Благодаря такой конструкции вертолет получил уникальные потребительские свойства. В нем практически отсутствует вибрация, которая в классических моделях возникает при встрече потоков воздуха от несущего и хвостового винтов. Но главный плюс, безусловно, заключается в повышении безопасности. Ведь по статистике причиной 80% аварий вертолетов становятся поломки или разрушения хвостового винта. На "520-м" такие проблемы просто исключены. Лучшее подтверждение тому - значительные скидки на страховые полисы для владельцев вертолетов, оборудованных системой Notar.

Наконец, полноценной представительской моделью можно назвать MD-600N. Она разгоняется до 250 км/ч. Дальность полета в зависимости от емкости топливных баков составляет 600-1.050 км. Аппарат рассчитан на шесть человек и может похвастать избыточным, по вертолетным стандартам, комфортом. Довольно просторная кабина "шестисотого" разделена на две части - впереди располагаются пилот и пассажир. Другая часть предназначена для четырех VIP-персон. Мягкие и удобные кресла, а также безупречная шумоизоляция создают ощущение поездки в роскошном автомобиле.

Супердизайн, лучшие технические характеристики и высочайший уровень безопасности - таковы были главные задачи, поставленные перед создателями вертолета. Модель оснащается двумя двигателями, что дает право летать над крупными городами. Вдобавок это самый бесшумный геликоптер среди поставляемых на российский рынок. Летящий на высоте 500 метров MD-900 практически не слышен на земле. Вертолет сертифицирован по самой жесткой категории "А". То есть эксперты разрешили эксплуатацию машины в любое время суток, при температурах от "- 40" до "+ 50", а также при любом ветре! При этом ресурс вертолета до капремонта составляет 6.000 часов - на данный момент рекордный показатель в классе турбовинтовых машин.

Европейский производитель вертолетов - концерн Eurocopter - предлагает в России пока только одну модель. Это одномоторный EC-120 "Колибри", который может развивать до 210 км/ч. Геликоптер отличается просторным салоном на пять человек и низким уровнем шума. Запас хода составляет около 700 км.

В Италии делают не только самые быстрые суперкары и катера, но и самые скоростные вертолеты. До 310 км/ч способен развивать Agusta А109. Его запас хода достигает 650 км. Модель потрясающе красива. Огромная дверь кабины обеспечивает максимально удобный доступ в салон, рассчитанный на шесть человек. Правда, у "итальянца" есть несколько технических особенностей, которые следует учитывать при эксплуатации в России. Agusta-А109 оснащен сложнейшей электроникой, поэтому хранить его на открытом воздухе не рекомендуется. Иначе бортовые системы могут начать барахлить. Колесное шасси Agusta позволяет взлетать-приземляться только на подготовленных площадках. Иначе велик риск повредить крепление шасси. Зато в полете колеса убираются в корпус, что и обеспечивает рекордную скорость (недаром аналогичные по размерам и вместительности модели Agusta с шасси-"полозьями" примерно на 40-50 км/ч тихоходнее).

Где можно летать в России?

Практически везде. Единственный город, над которым пока запрещено летать на частных геликоптерах - Москва. Однако скорее всего запрет будет отменен после планирующегося столичными властями запуска проекта авиатакси. Над другими крупными городами страны ограничений нет.

Заявки на полеты диспетчерские службы принимают заранее, как правило, за сутки до предполагаемого вылета. В срочных случаях заявка может подаваться за 15 минут до полета.

Научиться управлять вертолетом намного сложнее, чем самолетом. Стандартный курс обучения рассчитан на 42 часа - этого достаточно, чтобы освоить азы летной науки и получить свидетельство пилота-любителя. Однако специалисты советуют увеличить продолжительность занятий в несколько раз. Считается, что доверять можно только пилотам, которые налетали несколько сот часов. Особенно важно отточить умение приземляться в режиме так называемой "авторотации" - винт вращается под напором воздуха при выключенном двигателе, а вертолет стабильно снижается. Авторотация позволяет совершить аварийную посадку, если мотор заглох в полете. Такие навыки, как шутят вертолетчики, заменяют парашют.

При приобретении летательного аппарата надо сразу заложить в бюджет статью на его содержание. Лучше всего закрепить вертолет за авиаклубом или авиапредприятием, доверив проведение техосмотров и текущего ремонта опытным техникам. В их обязанности также будут входить предполетный и послеполетный осмотры. Кроме того, готовьтесь платить за стоянку, а также диспетчерское обеспечение и метеоподдержку. Кстати, недавно началось строительство первого в России частного аэродрома на севере Подмосковья, в получасе езды от столицы. Здесь владельцам будет предоставляться полный пакет обслуживания.

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 12 июля 2005 года | Дайджест публикаций за 12 июля 2005 года
Авторские права на данный материал принадлежат компании «ГАЛС». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: MD 600N, MD 520N, MD 500E, 480B, А310-300 (в процессе тестирования)