О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Мальбрук на войну собрался", когда нужно пахать

Поставленную во главу угла Президентом В. Ющенко прозрачность власти некоторые чиновники превращают в стекло с односторонней прозрачностью, как в комнате для допросов

Поставленную во главу угла Президентом Виктором Ющенко прозрачность власти некоторые чиновники превращают в стекло с односторонней прозрачностью, как в комнате для допросов. Кабинет Министров в Программе действий обещает "прозрачность и публичность деятельности Правительства и исполнительной власти в целом", а чиновники спускают компаниям руководящие указания и засекречивают подготовку принципиальных для рынка, для налогоплательщиков решений. По крайней мере, в отношении авиатранспортной отрасли, где обещанного диалога и работы власти в интересах отечественного бизнеса нет.

В многочисленных интервью руководство Министерства транспорта и связи пиарит разработку концепции развития авиации, но при этом избегает профессиональной дискуссии по критичным для отрасли проблемам. Концепция разрабатывается кулуарно. Мы многократно обращались по этому вопросу и к министерству, и к авиационным властям, однако представители ведущих авиаперевозчиков, которым и придется выполнять громадье министерских планов, к этому процессу по-прежнему не допускаются.

Сколько же еще раз Президент В.Ющенко должен заверить мировое сообщество и деловые круги Украины, что "власть начинает открытый диалог с бизнесом", чтобы быть услышанным транспортными властями в лице министра Евгения Червоненко!

Как установить европейские принципы налогообложения? Как решить проблему обложения НДС временно ввозимых в страну воздушных судов? Как государство планирует защищать интересы национальных авиакомпаний в "открытом небе" Европы, и намерено ли это делать вообще? Как привести нормативную базу и регулирование отрасли в полное соответствие стандартам ИКАО? Это именно те вопросы, которые находятся в исключительной компетенции государственных органов власти. Самостоятельно авиапредприятиям их не решить. Но ни на один из перечисленных вопросов сегодня нет реальных ответов, облеченных в законопроекты или решения исполнительной власти.

А ведь пассажирская авиация - не та отрасль, где возможны быстрые результаты по административному велению. Авиакомпаниям нужно планировать свою работу на несколько лет вперед, знать, какие направления для государства приоритетны, какие маршруты предстоит развивать в первую очередь, поэтапно увеличивая количество полетов. А для этого необходимо расширять авиапарк, понимая, какие самолеты нужны и в каком количестве - региональные, летающие на средние расстояния или дальнемагистральные. Нужно нести расходы по созданию новых рабочих мест - высокотехнологичных и дорогостоящих, проводить набор и обучение персонала. В конце-концов, нужно планировать, когда и как сможем заработать или привлечь средства для расширения бизнеса в соответствии с государственной концепцией развития авиации.

Я говорю о совершенно элементарных вещах для специалистов в области транспорта. И то, что в Минтранссвязи не понимают этих истин, дает мне основания заявлять, что к руководству министерством пришли люди, не имеющие представления о логике функционирования отрасли.

Отечественную авиацию лихорадит. Некоторые процессы, если их немедленно не приостановить, станут необратимыми. Например, в результате февральских решений наших транспортных и авиационных властей Lufthansa, одна из крупнейших мировых авиакомпаний, получила возможность массово вывозить украинских пассажиров в крупные аэропорты Германии и дальше доставлять их по всему миру. В результате, "АэроСвит" потерял 15% пассажиропотока на трансатлантических рейсах. А такие перевозки - визитная карточка любого государства. К тому же именно североамериканские рейсы обеспечивают значительную долю транзита через "Борисполь". Уменьшение доли такого транзита легко прогнозировалось, и "АэроСвит" о нем предупреждал.

Тем не менее, похожие решения готовятся руководством отрасли и в отношении других зарубежных перевозчиков. Это приведет к ослаблению отечественных авиакомпаний, лишения Украины миллионов гривен налоговых поступлений и тысяч рабочих мест. Она противоречит элементарным принципам защиты национальных авиационных рынков, к которым в свое время прибегали все развитые европейские авиационные государства, пока их перевозчики не окрепли.

Еще один пример: несмотря на то, что главный аэропорт страны "Борисполь" перегружен, мы уже не сможем построить там новый транзитный терминал в 2006 году. И неизвестно, появится ли он в течение 2-3 ближайших лет. А проект, реализуемый администрацией аэропорта, будет завершен не ранее конца 2009 года. Таков печальный результат многовекторных усилий разных групп влияния (среди которых оказалось и руководство Минтранссвязи), приведших в конце концов к блокированию строительства терминала. Эти действия противоречат национальным интересам, от них выигрывают другие государства, чужие ХАБы. Уже через два года примет пассажиров новый мощный московский терминал "Шереметьево-3", а ведь он должен был появиться после нашего. Бурно развиваются и другие наши ближайшие конкуренты в борьбе за транзит - аэропорты Стамбула, Вены и Праги. Трансферные потоки неизбежно пойдут в обход Киева, и нам их уже не вернуть. Именно таким весьма неутешительным для Украины видится итог тлеющего с февраля нынешнего года конфликта в столичном аэропорту. При этом все меньше надежды на его правовое разблокирование: судебное рассмотрение дел о купле-продаже земли и имущества на территории ГМА "Борисполь" еще продолжается, а господин Червоненко публично заявляет о "незаконности" приобретений авиакомпании. Более того, настойчиво просит Премьер-министра (!) оказать давление на другие органы власти с целью внесудебного решения конфликта. Впрочем, при таком развитии событий дело уже выходит далеко за рамки проблем отдельно взятого предприятия - "АэроСвита". Всему бизнесу министром послан недвусмысленный сигнал: правовые решения не приоритетны для чиновника, наделенного властью, волей и желанием решить ту или иную проблему вне правового поля.

Нет никакого парадокса в том, что отечественные авиакомпании выступают в защиту национальных интересов. Мы - украинские налогоплательщики, наш бизнес строится в этой стране. Парадокс в другом: защищать декларируемые государством приоритеты и конкурентоспособность отечественного авиарынка приходится от чиновников, которые монополизировали право на определение национальных интересов. При этом они не несут ответственности ни за свои действия, ни за слова. Я уверен, что Президенту и Правительству не нужна такая интерпретация диалога с бизнесом. И надеюсь, что у руководителей государства есть рычаги, позволяющие вернуть взаимоотношения в авиатранспортной отрасли в конструктивное русло. Пока отрасль не развалена окончательно....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес (Киев)». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка