О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиапром без сырья

Отечественная авиация все также остается объектом для политических спекуляций

Отечественная авиация все также остается объектом для политических спекуляций. Создание нового российского авиалайнера было названо во вторник секретарем президиума генерального совета "Единой России", зампредом Госдумы Вячеславом Володиным первым пунктом экономической программы пропрезидентской партии на будущих выборах. Между тем руководитель единственного в России предприятия, производящего необходимый для авиапрома титановый прокат, - "ВСМПО-Ависма" Вячеслав Брешт заявил ГАЗЕТЕ, что для новых российских самолетов титана попросту нет. И, похоже, мечты о новом отечественном лайнере могут остаться очередной утопией политиков, не считающихся с реальным положением дел в экономике.

На пресс-конференции во вторник один из лидеров "Единой России" Вячеслав Володин назвал приоритеты экономической программы развития страны. Первым пунктом этой программы значится создание нового отечественного авиалайнера. Нетрудно догадаться, что авиастроение как базовая отрасль для высоких технологий является важнейшей для страны, претендующей на достойное место в мировом разделении труда.

Следует однако отметить, что гигантская авиационная промышленность, созданная еще во времена СССР, показала свою абсолютную неэффективность в рыночных условиях. В отсутствие внутреннего рынка потребления единственной надеждой остаются экспортные поставки. Но мировой рынок больших лайнеров давно поделен между крупнейшими производителями - американским Boeing и европейским Airbus. Ворваться на него с морально устаревшими отечественными моделями 80-х годов невозможно. По словам генерального директора НИИ экономики авиационной промышленности Александра Исаева, единственным выходом в этой ситуации была концентрация всех сколько-нибудь здоровых сил в авиапроме в единый кулак и разработка нового ближне- и среднемагистрального лайнера, инвестиции в создание которого были бы по плечу российскому государству.

Между тем главная надежда отечественного авиапрома - региональный самолет RRJ компании "Сухой" - до сих пор существует только в виде настольных макетов. После прошедшего недавно в Ле Бурже авиасалона много говорилось о готовящемся контракте между "Сухим" и "Аэрофлотом" на поставку 100 самолетов RRJ начиная с 2007 года. По словам главы "Сухого" Михаила Погосяна, емкость рынка стран СНГ для RRJ составит в ближайшие годы около 300 машин, еще 400 могут закупить страны дальнего зарубежья.

Однако руководителей "Сухого" вернул с небес на землю Вячеслав Брешт, председатель совета директоров "ВСМПО-Ависма", единственного отечественного производителя титанового проката, незаменимого для производства многих авиаузлов и деталей. По его словам, уже к 2009 году потребность в титане возрастет в мире до 117 тыс. тонн, тогда как его производство останется на уровне примерно 100 тыс. тонн. Глава "ВСМПО-Ависма" заявил, что в скором будущем многие авиастроительные компании ни за какие деньги не смогут купить титан - просто потому, что его не будет в достаточном количестве ни на рынке, ни в природе.

На вопрос ГАЗЕТЫ, хватит ли у "ВСМПО-Ависма" титана для российских авиастроителей, если проект RRJ все-таки будет реализован, Вячеслав Брешт ответил буквально следующее: "Я нисколько не верю в реалистичность проектов российского авиапрома, в том числе RRJ. Дело в том, что и Boeing, и Airbus уже сегодня заказывают у нас металл для тех моделей самолетов, которые не существуют еще даже в виде реальных разработок. Что же касается российских производителей, то ни один из них заказов у нас не размещал и даже не вел на эту тему с нами переговоров. Но если бы даже такие переговоры состоялись, свободного титана для них изыскать мы уже не сможем". Выходит, что "единороссам" во главе с Володиным лучше переписать пока не поздно свою экономическую программу - до выборов ведь еще далеко....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка