О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Раздвоение неба

Командование ВВС России намерено потребовать компенсации за слежение за вьетнамским самолетом-нарушителем. Гражданские диспетчеры напомнили, что подобные недоразумения случались уже не раз

Командование ВВС России намерено потребовать компенсации за слежение за вьетнамским самолетом-нарушителем. Гражданские диспетчеры напомнили, что подобные недоразумения случались уже не раз. И разрешить их может только глобальная реформа организации воздушного движения в России.

В среду скандал с вьетнамским самолетом Boeing 777-200, который накануне был признан нарушителем российской границы, получил продолжение. Главком Военно-воздушных сил России генерал армии Владимир Михайлов напомнил, что документы на пролет самолета авиакомпании Vietnam Airlines не были оформлены должным образом, поэтому, когда пассажирский борт вошел в воздушное пространство России, он автоматически стал нарушителем госграницы. При этом, несмотря на приказ военных вывести борт за пределы России, гражданский сектор Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) в Самаре дал воздушному судно "добро". Самолет-нарушитель благополучно добрался до Москвы и приземлился в аэропорту Домодедово.

"Мы понимали, что идет плановый полет без оформления документов", - объяснил Михайлов бездействие сил противовоздушной обороны страны в отношении нарушителя госграницы. Тем не менее три зенитно-ракетных дивизиона и другие подразделения из состава сил Уральской и Московской зон ПВО были приведены в готовность: несколько радиотехнических бригад устойчиво сопровождали Boeing с момента его подхода к границе России и до посадки в аэропорту Домодедово. Два самолета ПВО готовились к взлету и уничтожению воздушной цели: их экипажи находились в пилотских кабинах, а сами истребители с работающими двигателями - на открытых стоянках. Это привело "к неоправданному расходованию государственных средств", подчеркнул Михайлов.

По словам главкома, затраты ВВС России по инциденту с вьетнамским самолетом составили 120 тысяч рублей. И счет за расходы командование ВВС планирует предъявить виновнику инцидента.

Подобные недоразумения с самолетами Vietnam Airlines случались уже дважды - 26 июня и 4 июля 2005 года. "И оба раза гражданским и военным диспетчерам удавалось их разрешить", - сообщили "Газете.Ru" в пресс-службе Минтранса.

К моменту, когда самолет наконец признали нарушителем, он был в воздухе уже более семи часов, и на борту оставалось мало топлива. "Поэтому, учитывая регулярность рейса и опознанность самолета, гражданские диспетчеры дали команду на пролет воздушного судна до аэродрома назначения", - пояснили в Минтрансе, подчеркнув, что "решение принималось, в первую очередь, в интересах безопасности полета". К тому же "на данный рейс имелось разрешение авиационных властей России", отметили в пресс-службе.

Главком также заявил, что "ежесуточно только по вине российских воздушных судов, не отвечающих на запрос по системе государственного радиолокационного опознавания, происходит от 70 до 100 случаев приведения дежурных сил и средств ПВО в высшие степени готовности". Главной причиной инцидента с вьетнамским самолетом и других нарушений Михайлов назвал отсутствие федерального органа, который бы регулировал и контролировал использование воздушного пространства страны. "Не случайно в течение длительного времени решается вопрос о создании федеральной аэронавигационной службы, - наконец сообщил он. - Мы постоянно выступаем за создание данного органа".

"В небе должен быть один хозяин", - заявил главком ВВС России.

"Будет единая служба, не будет рядом двух человек [военного и гражданского диспетчера], будет один, - цитирует слова Михайлова агентство "Интерфакс". - Служба несколько сократится, а качество работы улучшится".

Главком отметил, что документы по созданию такой структуры находятся на рассмотрении в правительстве. Правда, по данным "Газеты.Ru", лежат они там уже не один месяц, но решения по ним до сих пор нет: создание очередной управленческой структуры вызывает множество вопросов. Например, непонятно, как такой орган сможет улучшить работу на местах.

Сама по себе идея объединить управление воздушного пространства в одних руках перспективна, считают диспетчеры. Но для этого не обязательно создавать еще одно ведомство - можно, например, просто отдать небо гражданским.

Как пояснил "Газете.Ru" заместитель гендиректора института "Аэронавигация", диспетчер с 16-летнем стажем Наиль Шабаев, в международной практике это является нормой. "Диспетчер - один хозяин в своем секторе неба, вне зависимости от того, кто в нем летит, - пояснил он. - Правда, при этом небо принадлежит гражданским, а военным для их непосредственных нужд (полетов, учений) выделяются соответствующие эшелоны и коридоры. В России же все наоборот: мы являемся уникальной страной, в которой воздушное пространство принадлежит военному ведомству, а гражданским воздушным судам выделены определенные эшелоны и коридоры".

Пока небом в России управляют сразу две структуры: гражданские и военные диспетчеры. "Система отработана на протяжении нескольких десятков лет, - рассказал Шабаев. - После распада СССР учредили единую военно-гражданскую систему управления воздушным движением, но по сути дела почти ничего не изменилось. А всякие недоразумения на стыке взаимодействия гражданских и военных возникали частенько, но обычно их безболезненно разрешали". Так что, по мнению Шабаева, Федеральная аэронавигационная служба может оказаться не более чем очередной управленческой структурой. Проблемы же останутся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка