О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Салют" стал лидером отрасли

В начале июля "Рособоронэкспорт" заключил крупный контракт с Китаем на поставку 100 авиадвигателей АЛ-31ФН. По оценкам экспертов, его сумма приближается к 300 млн. долл

В начале июля "Рособоронэкспорт" заключил крупный контракт с Китаем на поставку 100 авиадвигателей АЛ-31ФН. По оценкам экспертов, его сумма приближается к 300 млн. долл. Двигатели предназначаются для китайских многоцелевых истребителей J-10.

В декабре прошлого года сообщалось о том, что в ходе российско-китайских переговоров в рамках заседания межправительственной комиссии по ВТС был согласован контракт стоимостью 900 млн. долл. на поставку в Китай в течение шести лет около 250 двигателей АЛ-31ФН. Также китайская сторона проявила интерес в закупке модернизированных моторов АЛ-31Ф для ранее поставленных в эту страну российских истребителей Су-27СК, Су-27УБК и Су-30МКК.

Сотня АЛ-31ФН, контракт на поставку которых заключил "Рособоронэкспорт", предназначена для первой партии J-10. Этот самолет можно назвать одним из наиболее амбициозных проектов китайского ОПК. По всей видимости, если программа создания этой машины окажется успешной (а для этого пока есть все предпосылки), в КНР будет отправлена следующая партия АЛ-31ФН.

АЛ-31ФН - двухконтурный, двухвальный турбореактивный двигатель со смешением потока внутреннего и наружного контуров за турбиной, с общей для двух контуров форсажной камерой и регулируемым сверхзвуковым всережимным соплом. В отличие от предназначенного для самолетов семейства Су-27/30 ТРДДФ АЛ-31Ф, АЛ-31ФН имеет нижнее расположение коробки двигательных агрегатов и установленную на двигателе коробку самолетных агрегатов. Максимальная тяга этого мотора составляет 12500 кгс. Научно-исследовательские работы по двигателю АЛ-31ФН на ММПП "Салют" были завершены в 2000 г., после чего в течение 2001-2003 гг. в Китай было отправлено 54 таких мотора, их устанавливали на опытную партию J-10. Не исключено, что в Китай будет поставляться и модернизированный вариант АЛ-31ФН с увеличенной до 14000 кгс тягой.

Многоцелевой истребитель J-10 является первым китайским самолетом собственной разработки, относящимся к четвертому поколению. Его конструкция основывается на неосуществленном израильском проекте Lavi, однако J-10 нельзя назвать клоном израильской машины, павшей жертвой опасений США за экспортные перспективы F-16. По компоновке J-10 похож на Eurofighter, а носовой обтекатель, обводы фонаря кабины и гаргрота в целом напоминают аналогичные детали МиГ-29. Однако российский вклад в конструкцию этой машины значительно глубже. Помимо нашего двигателя, J-10 имеет БРЛС серии "Жук", разработанной Корпорацией "Фазотрон-НИИР", в составе вооружения имеются ракеты РВВ-АЕ и Р-73Э, в кабине пилота установлено катапультируемое кресло К-36П, разработанное НПП "Звезда". В целом машина выполнена в соответствии с основными современными международными стандартами. J-10 имеет так называемую "стеклянную кабину", нашлемную систему целеуказания, цифровую ЭДСУ с четырехкратным резервированием и боковой ручкой управления. В целом БРЭО китайской машины построено в соответствии с концепцией HOTAS, что позволяет пилоту выполнять все основные функции: управлять самолетом и двигателем, вести воздушный бой, не снимая рук с органов управления. Работы по созданию будущего J-10 развернулись еще в начале 80-х гг. прошлого века. Первоначально самолет проектировался как истребитель завоевания господства в воздухе, однако затем приоритет был отдан многофункциональному варианту. Первый полет прототипа самолета состоялся 23 марта 1998 г., всего было построено около 10 опытных машин этого типа. По имеющимся данным, всего в течение ближайших 10 лет в КНР намереваются изготовить до 500 многоцелевых истребителей J-10. Если эта программа действительно будет развиваться столь успешно, ММПП "Салют" предстоит выполнить еще не один контракт на поставку АЛ-31ФН для этих машин. Не исключено также, что со временем китайцы поставят вопрос о начале лицензионного производства этого мотора.

Помимо АЛ-31ФН, Китай проявляет также заинтересованность в закупке крупной партии модернизированных моторов АЛ-31Ф для уже имеющихся у КНР истребителей семейства Су-27/30. Как заявил агентству АРМС-ТАСС генеральный директор ММПП "Салют" Юрий Елисеев, сумма этого контракта может составить 1,2-1,4 млрд. долл., а сроки его выполнения рассчитаны на 6 лет.

Помимо экспорта готовых двигателей, еще одно направление работы ММПП "Салют" на китайском рынке - поставка запчастей, на что возглавляемое Юрием Елисеевым предприятие имеет право в соответствии с полученной в 2002 г. лицензией.

Контракт с Китаем на поставку АЛ-31ФН стал самой дорогой сделкой России в сфере ВТС в 2005 г. Кроме того, в этом году заключены и два других соглашения об экспорте российских авиадвигателей за рубеж. В феврале "Рособоронэкспорт" подписал контракт с Китаем на продажу 100 двигателей РД-93, а в мае - с Индией на поставку АЛ-55.

РД-93 представляет собой глубоко модернизированный мотор РД-33, созданный для истребителя МиГ-29. Он разработан в КБ Завода им. Климова и выпускается Московским машиностроительным предприятием им. Чернышева. В Китае этот ТРДД будет устанавливаться на многоцелевые истребители FC-1 (Super-7). Контракт стоимостью 267 млн. долл. предусматривает поставку в КНР 100 моторов этого типа. Первые двигатели будут отправлены заказчику в конце 2005 г., а завершить выполнение контракта предполагается к концу 2008 г. В дальнейшем вероятны дополнительные поставки.

Созданный в НПО "Сатурн" двигатель АЛ-55 предназначается для индийского учебно-тренировочного самолета HJT-36. Этот мотор создан на базе проточной части АЛ-31Ф. ВВС Индии необходимы около 100 однодвигательных УТС HJT-36, и речь идет не только об экспорте АЛ-55 из России, но и о разворачивании лицензионного производства этих моторов. В будущем АЛ-55 может понадобиться компании HAL для реализации программы перспективного дозвукового УБС HJT-39, который унифицирован с HJT-36 по двигательной установке.

Обращает на себя внимание, что все три контракта "Рособоронэкспорта" на экспорт российских авиадвигателей предполагают их установку на иностранные самолеты. По мнению экспертов, такая ситуация объясняется прогнозируемым уменьшением доходов в 2005 г. непосредственно от экспорта нероссийских боевых самолетов. По всей видимости, в этой ситуации российским двигателистам придется и дальше искать пути адаптации своей продукции к иностранной авиатехнике....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка