О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Китайская линия"

Решение "Сухого" по демонстрации модернизированного самолета Су-27СКМ нашло доброжелательные отклики организаторов и посетителей 46-го парижского аэрокосмического салона

Решение "Сухого" по демонстрации модернизированного самолета Су-27СКМ нашло доброжелательные отклики организаторов и посетителей недавно прошедшего 46-го парижского аэрокосмического салона.

Су-27СКМ - самый свежий продукт в линейке боевых самолетов "Сухого". Его аэродинамический облик и силовая установка не отличаются от базовой модели Су-27, которая уже очень хорошо известна во всем мире. Модернизация самолетов строя в данный вариант набирает обороты: в 2003 г. ВВС России получили пять таких машин, в 2004 - семь, а в нынешнем году цифра может вырасти до двух десятков.

Демонстрация во Франции модернизированной "десятки" (Т-10 - внутреннее "фирменное" обозначение Су-27) была логичной. Слава и любовь публики пришла к Су-27 именно на Ле Бурже. В 1989 г. здесь с огромным успехом состоялась международная премьера машины. Тогда шеф-пилот ОКБ им. П.О. Сухого Виктор Пугачев впервые на публике выполнил "динамическое торможение" - маневр, получивший в его честь название "кобра Пугачева".

С тех пор для "Сухого" стало традицией демонстрировать в Ле Бурже очередную версию "десятки". В разное время там показывались Су-27УБ, Су-30, Су-30К, Су-30МК, Су-32, Су-34, Су-30МКИ и Су-30МКК. Расположенный к северу от Парижа аэродром видел не только взлеты, но и падения "русского дома истребителей". Достаточно вспомнить "красочную" аварию новейшего Су-30МКИ 12 июня 1999 г., когда в критической ситуации жизни летчика-испытателя Вячеслава Аверьянова и штурмана Владимира Шендрика были спасены благодаря четкой работе катапультных кресел конструкции Гая Северина.

В развитии Су-27 определились два основных направления. В Иркутске ведут работы по Су-30МКИ для ВВС Индии и его малайзийскому варианту Су-30МКМ. Они представляют "индийскую линию". Ее отличительные особенности - повышенная маневренность за счет управляемого вектора тяги и переднего горизонтального оперения. А также применение мощного радара с электронным сканированием луча НИИП Н-011М "Барс" и большого набора иностранной авионики.

Оснащенный управляемым вектором тяги и ПГО, Су-30МКИ имеет приличные преимущества по аэродинамике и управляемости на дозвуковых скоростях. Летчики могут вести маневренный ближний бой без опасения попасть в штопор, а также выполнять взлет с полосы ограниченного размера. По совокупности причин индийские и малайзийские военные остановили выбор на этой уникальной машине.

А в Комсомольске-на-Амуре продолжается строительство самолетов "китайской линии" Су-27СК и Су-30МКК/МК2. Созданные по техническим требованиям ВВС НОАК, эти машины также нашли покупателей в Индонезии и Вьетнаме. Их отличает чисто российская комплектация. Правда, из-за деградации отечественной радиоэлектронной промышленности приходится использовать иностранную элементную базу. Оплаченный инозаказчиком НИОКР позволил "суховцам" создать базу для разработки новых вариантов базового Су-27 для НОАК и ВВС России. К "китайской линии" поэтому относят не только Су-30МК3 и Су-27СКМ, но и Су-27СМ и Су-35 в новом техническом облике, которые созданы по ТТЗ МО РФ.

Некоторые специалисты считают, что "китайская линия" развития олицетворяет направление наибольшей боевой эффективности. НОАК постоянно требовала от разработчиков Су-27 повысить весовое совершенство планера, улучшить радар, системы связи и навигации. Китайцы, однако, не просили внести изменения в аэродинамический облик самолета, справедливо полагая, что на сверхзвуковых режимах классическая схема предпочтительнее "интегрального триплана". Вектор тяги, дополнительные аэродинамические поверхности и системы, необходимые для обеспечения их работы, дают солидную прибавку к весу пустого самолета. В результате при одинаковом максимальном взлетном весе по массе конструкции "индийский" Су-30 более чем на тонну тяжелее "китайского".

Один из недостатков Су-30МКК/МК2 - морально устаревший радиолокатор Н-001 с антенной Кассегрейна и механическим сканированием луча. В последние годы этот надежный и хорошо освоенный в частях радар доработали, введя дополнительные режимы работы по морским и наземным целям. На этом потенциал развития Н-001 был исчерпан.

Один из вариантов замены - более современный БРЛС "Жук-МС" с щелевой антенной решеткой. Он прошел испытания в составе комплекса Су-30МК3.

Обсуждается установка на самолеты "китайской линии" РЛС с фазированной антенной решеткой и электронным сканированием луча. Однако Н-011М "Барс" с Су-30МКИ намного дороже и сложнее Н-001. По этой и другим причинам его применение "как есть" на самолетах для ВВС России и НОАК не представляется возможным. В работе находится улучшенный вариант увеличенной мощности ("Ирбис"). Однако проблема стоимости остается, и промышленности пока не удалось убедить клиентов выделить средства на закупку партии таких устройств, достаточной для оправдания расходов на НИОКР и испытания.

По финансовым соображениям ВВС России и Китая не готовы перейти с "малой" на "глубокую" модернизацию Су-27. Но становится все более очевидным, что "малая модернизация" не в состоянии обеспечить современный уровень. "Резервные стрелочные приборы в кабинах Су-27СМК и Су-30МК2 - это анахронизм", - сказали корреспонденту "ВПК" инженеры "Сухого" в Ле Бурже. "Полностью стеклянные" кабины отработаны, но прижимистые клиенты их не заказывают.

Кабина современного боевого самолета предполагает наличие нашлемных систем индикации и целеуказания. Французские фирмы разработали шлемы нового поколения со встроенными системами индикации (например, Thales TopSight). Однако отношение пилотов к ним настороженно-скептическое. Смущают масса и габариты этих устройств: на голову и шею летчика они дают дополнительную нагрузку, а информация на нашлемном индикаторе часто оказывается избыточной. Отечественные разработчики пошли по иному пути. Они считают, что главное - не мощный поток информации, а дозированный. Удобно и вовремя подается в поле зрения летчика. Поэтому они работают над облегченными нашлемными системами в развитие "Щели". Это "Сура" и "Сура-М" украинского "Арсенала" и "Таурус" российской Корпорации "Аэрокосмическое оборудование".

Заказчики самолетов "Сухого" интересуются новейшими инерциальными навигационными системами на лазерных гироскопах. В свое время из-за отсутствия отечественных аналогов на Су-30МКИ пришлось ставить французские Sagem Sigma 95. Сегодня аналогичные системы предлагают "Технокомплекс" (руководитель Гиви Джанджгава) и "Авиаприбор-Холдинг" (Сергей Крюков). Переход с механических на лазерные гироскопы повышает точность инерциальной навигации: "увод" за один час полета сокращается с 2-8 км до 1-2 км.

Китайские летчики и военачальники, высказывая пожелания по развитию Су-27, настойчиво говорят: "Нужна длинная рука". Усовершенствованные навигационно-прицельные средства системы делают возможным применение на самолетах "Сухого" ракет повышенной дальности.

Новые варианты Су-27 будут нести три типа ракет "воздух-воздух". Ракеты малой дальности (5-15 км) с ИК головкой наведения нынче считаются чем-то вроде "пистолета командира". Они пригодятся, если самолет противника не удалось вовремя обнаружить и сбить ракетой средней дальности (50-120 км), которые становятся главным оружием в арсенале истребителя.

Для полного использования потенциала новых радаров требуются ракеты "воздух-воздух" с дальностью полета порядка 300 км. Конечно, такое средство поражения будет очень дорогим. Однако появление сверхдальней ракеты в арсенале истребителя дает новое качество. Появляется возможность "снять" вражеские самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (AWACS), оставаясь вне зоны огня истребителей сопровождения. Специалисты НОАК считают, что "подъем" больших сил авиации может оказаться напрасным, если вражеский AWACS вовремя заметит взлетающие самолеты.

Китайские военные также заинтересованы в оснащении Су-27 новыми дальними ракетами "воздух - земля". В арсенале двухместных Су-30 уже имеется ракета Х-59 с дальностью полета до 115 км и телевизионной системой наведения. Считается, что летчик одноместного самолета может успешно применить такую ракету, но для этого необходимы интенсивные, регулярные тренировки.

Если заказчику самолеты нужны прежде всего для решения задач превосходства в воздухе, ему предлагают одноместные машины. Если же самолеты нужны для ударных функций, тогда имеет смысл отдать предпочтение двухместным. Кроме чисто технических вопросов, это еще и финансовый: подготовка и поддержание высококлассных летчиков, способных вести воздушный бой и поражать наземные цели, а также поддержание их "многоцелевого" мастерства могут оказаться более затратными, чем подготовка и содержание экипажа из летчика и оператора управления оружием.

Обсуждается вопрос об оснащении "сушек" новыми ракетами с радиолокационными головками. Специалисты "Сухого" считают, что практическая дальность стрельбы в 100 км будет вполне достаточной для атаки подвижных наземных целей, которые летчики могут обнаружить во время полета с помощью РЛС и других сенсоров. Такие средства поражения можно создать на базе противокорабельных ракет, повысив избирательность радиолокационной головки самонаведения. А против неподвижных целей лучше использовать ракеты с GPS и телекомандной системой наведения.

Вариант "воздух-поверхность" противокорабельной "Брамос" (300 км) представляет интерес для нанесения ударов по хорошо защищенным корабельным группировкам противника. В далекой перспективе - создание на этой базе ракеты для поражения наземных целей. Скорее всего, разработчики предпочтут наведение по сигналам GPS или каналам космической связи, без использования сенсорного оборудования самолета-носителя. Радиолокационный вариант вряд ли оправдает себя, поскольку в перспективе БРЛС истребителей не смогут обнаруживать и опознавать маневренные наземные цели на дальности свыше 100 км.

Эти и другие идеи сегодня находят воплощение в новом облике Су-35. При сохранении аэродинамического облика он имеет новый локатор, ракеты, комплекс связи, индикаторы и двигатели увеличенной тяги. До конца года на КнААПО предполагается завершить передачу пакета документации на эту машину. Она станет переходной на пути к истребителю пятого поколения.

Повышение весового совершенства планера дает прибавку к максимальной скорости и дальности полета, практическому потолку, боевой нагрузке. За счет новых конструкционных материалов, главным образом композитов, вес конструкции можно сократить на четверть. Вместо того чтобы "возить самого себя", самолет будет брать на борт больше топлива и вооружения.

Поднять больше нагрузки предполагается и за счет увеличения тяги силовой установки. На нескольких летающих лабораториях проходят испытания новые варианты АЛ-31, созданные НПО "Сатурн" и ММПП "Салют". Специалисты МО РФ склоняются к "салютовскому" мотору для модернизированных самолетов строя. Имеются перспективы дальнейшего увеличения до 14-15 т при установке вентилятора большего диаметра. Для военных этот вариант представляет интерес по ценовым соображениям и увеличенным интервалам технического обслуживания: спроектированные заново с применением современных вычислительных методов элементы двигателя обещают большую надежность в эксплуатации....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка