О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кадровый потенциал российского авиапрома

Подготовка квалифицированных рабочих кадров для предприятий авиационного комплекса всегда являлась важным условием формирования кадровой составляющей потенциала авиационной промышленности

Подготовка квалифицированных рабочих кадров для предприятий авиационного комплекса всегда являлась важным условием формирования кадровой составляющей потенциала авиационной промышленности. Сама система соответствовавших профессиональных технических учебных заведений была тесно увязана с нуждами промышленности.

Это касалось дислокации профильных учебных заведений, программы подготовки рабочих кадров, их социально-экономической направленности, включая создание атмосферы интереса к будущей работе на предприятиях авиационной промышленности, формирование чувства сопричастности к созданию новой авиационной техники. Опытные мастера производства передавали свой богатый опыт растущей рабочей смене при активной всесторонней поддержке со стороны государства. Этим стимулировался процесс постоянного обновления рабочих кадров и преемственности поколений.

Однако с начала 90-х гг. началась эрозия системы профессиональных технических учебных заведений, готовящих рабочие профессиональные кадры для авиационной промышленности. Прежде всего это было связано с сокращением потребности предприятий в профессиональных рабочих кадрах, что, в свою очередь, было обусловлено резким сокращением производства авиационной техники. Полностью или частично было нарушено функционирование системы среднего профессионально-технического образования, которая готовила техников, лаборантов, токарей, слесарей, фрезеровщиков. Соответствующие образовательные учреждения переориентировались на платную подготовку юристов, экономистов, бухгалтеров.

Идеологам стихийной приватизации не приходило в голову, какими социально-экономическими последствиями для авиационной промышленности и общества в целом обернется такая приватизация. Для предприятий это означало естественную перманентную убыль квалифицированных рабочих кадров как по возрасту, так и в силу обесценивания труда квалифицированных рабочих на этих предприятиях.

Так что за последние 10-15 лет произошло "вымывание" высоко квалифицированной рабочей кадровой составляющей авиационных предприятий, достигшее почти двукратного уменьшения числа высоко квалифицированных рабочих на предприятиях авиационного комплекса. И когда для некоторых предприятий отрасли в последние годы "забрезжил свет в конце тоннеля" в связи с появлением возможности выполнения государственного заказа или производственной кооперации с другими предприятиями отрасли, то из-за отсутствия трудовых квалифицированных резервов ни выполнять государственный заказ, ни участвовать в указанной кооперации предприятия оказались не в состоянии. Отсутствие стимулов и мотивации притока молодежи в профессиональные технические учебные заведения, готовящие рабочие кадры для авиационных предприятий, привели к отрицательным социально-экономическим и моральным последствиям, особенно в регионах, где авиационные предприятия являлись градообразующим фактором.

Система подготовки технических кадров авиационного комплекса среднего звена охватывала существенную часть подготовки молодых технических кадров, которые после окончания соответствующих специальных средних учебных заведений участвовали не только в производственном процессе, но и в проектировании, конструировании и испытаниях новой авиационной техники. А также обеспечивали эффективное функционирование и обслуживание технических средств и оборудования научно-исследовательских организаций авиационного комплекса. К этому следует добавить, что выпускники средних специальных учебных заведений овладевали рядом рабочих профессий: токарей, фрезеровщиков и пр. Наиболее продвинутая часть молодых специалистов среднего звена стремилась продолжить свое профессиональное образование, либо совмещая учебу на вечернем отделении высших учебных заведений с работой на предприятии, либо получая инженерную подготовку на дневном отделении высших учебных заведений, которые готовят специалистов авиационного комплекса. О важности кадровой составляющей, которая формировалась за счет технических специалистов авиационной промышленности среднего звена, говорит тот факт, что система средних специальных учебных заведений находилась в подчинении существовавшего до 1991 г. Министерства авиационной промышленности.

Дислокация учебных заведений профессионального образования также была увязана с расположением предприятий авиационной промышленности, отсутствовала система разделения этих учебных заведений по региональному признаку, что отражалось на их материально-техническом статусе, а также на их финансовом и экономическом положении. Авиационные предприятия и высшие учебные заведения, заинтересованные в эффективной подготовке специалистов среднего звена, оказывали средним специальным учебным заведениям посильную помощь. Она осуществлялась путем безвозмездной поставки образцов изделий и агрегатов авиационной промышленности, приборов и некоторых технических средств, а также путем формирования преподавательского состава этих учебных заведений за счет инженеров-производственников и научно-технического и преподавательского состава высших учебных заведений, одаренных педагогическим и организаторским талантами работы с молодежью.

Однако за 10-15 последних лет произошел ряд изменений, отрицательно сказавшихся на работе средних специальных учебных заведений. Сократился прием в эти учебные заведения, что было вызвано резким уменьшением спроса на специалистов среднего звена для предприятий авиационной промышленности. Снизился уровень физико-математической подготовки старших школьников, составляющих контингент абитуриентов средних специальных учебных заведений. Речь идет о снижении чисто педагогических требований к школьникам, что выражается в несоответствии итоговых отметок в документах выпускников, поступающих в средние специальные учебные заведения, их реальным знаниям. Для преодоления этой проблемы при средних специальных учебных заведениях создаются платные подготовительные курсы. Но в целом преодолеть заложенное в школе отставание с помощью подготовительных курсов довольно затруднительно.

К сожалению, изменился и состав учащихся этих учебных заведений, уменьшилась доля тех, кто намерен связать свою дальнейшую судьбу с работой в авиационном комплексе. И это не удивительно. Учащиеся средних специальных учебных заведений, проходя практику на авиационных предприятиях, становятся свидетелями их бедственного положения и делают для себя соответствующие выводы. Если до начала 90-х гг. предприятия авиационного комплекса в соревновательном режиме стремились заполучить выпускников авиационных средних технических учебных заведений, то в связи с резким сокращением производства на этих предприятиях уменьшилась, а то и вовсе отпала потребность в технических специалистах среднего звена. Следует отметить, что проблем трудоустройства выпускников, связанных с диверсификацией авиационных предприятий, не возникает, так как уровень профессиональной подготовки, как правило, позволяет им адаптироваться к новым условиям работы.

Из-за известных экономических трудностей, переживаемых предприятиями авиационного комплекса, они прекратили оказывать материально-техническую помощь средним специальным учебным заведениям. При низком уровне заработной платы преподавателей (ставка преподавателя высшей категории составляет 2400 руб.) и технического персонала создалась кадровая проблема. Частичный переход на платные формы обучения не смог решить эту проблему, что привело к закрытию и последующей ликвидации ряда филиалов средних специальных учебных заведений вечерней формы обучения на авиационных предприятиях. Отрицательные социально-экономические последствия таких тенденций, особенно в регионах, где авиационные предприятия играют градообразующую роль, очевидны.

Проблемы подготовки технических кадров среднего звена и рабочих кадров авиационного комплекса носят системный характер. Это проявляется в тех нетипичных случаях, когда благодаря успешной деятельности крупного градообразующего авиационного предприятия возникает потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена. Высокая для данного региона заработная плата рабочих предприятия и технических специалистов среднего звена, перспективы стабильной занятости и обеспечения рабочих мест делают для молодежи привлекательными профессиональные учебные заведения и средние специальные учебные заведения, готовящие кадры для авиационного комплекса. Примером такого крупного градообразующего авиационного предприятия может служить совместное российско-американское предприятие ЗАО "Рыбинские Моторы-General Electric Aircraft Engines", учрежденное ОАО "НПО "Сатурн" и американской фирмой General Electric Aircraft Engines. Это предприятие занято успешным производством газовых турбин авиационного типа LM 2500 для выработки электроэнергии и перекачки газа, производством и модификацией авиационного двигателя СТ7 для самолета Су-80 и вертолета Ка-64.

Проблемными являются и вопросы преемственности деятельности средних специальных авиационных учебных заведений и высших учебных заведений авиационной направленности. Для многих учащихся средних специальных учебных заведений важным стимулом добросовестного отношения к учебе являлась (при высоком среднем балле в дипломе об окончании среднего специального учебного заведения) перспектива льготных условий поступления в высшее учебное заведение авиационной направленности - собеседование, тестирование вместо экзаменов. Но это положение, не закрепленное в правовом отношении, бывшее предметом договоренности между руководством высшего и среднего специального учебных заведений, оказалось временным и утратившим свою силу. Как правило, выпускники средних специальных заведений, ставши студентами вузов, со второго-третьего курсов учатся успешней тех, кто поступил со школьной скамьи. Это объясняется тем, что базовую специальную подготовку они уже приобрели на первом этапе профессионального обучения. Здесь мы подходим к более общей проблеме подготовки кадров авиационной промышленности, связанной с призывом в армию.

Большинство выпускников средних специальных учебных заведений успешно поступают в высшие учебные заведения, хотя и не всегда авиационной направленности. А выпускники, не поступившие в высшие учебные заведения (кроме выпускниц и освобожденных от службы в армии), подлежат призыву в армию. Из-за отсутствия правового регулирования по направлению технических специалистов среднего звена в вид ВС, соответствующий их гражданской специальности, отслужив 2 года в армии, они часто уже не возвращаются на работу в авиационный комплекс. Таким образом, материальный ресурс, потраченный государством на их подготовку, оказывается для авиационной промышленности невосполнимой потерей.

Гипотетически возможен иной сценарий, при котором обеспечивается высокая эффективность подготовки кадров как среднего, так и высшего звена. После окончания среднего специального учебного заведения на договорной основе выпускник поступает на работу на предприятие, получает отсрочку от призыва в армию, 2 года повышает свой профессиональный уровень, работая по специальности на предприятии. Затем он делает попытку по направлению предприятия поступить на дневное отделение высшего технического учебного заведения. В случае успеха молодой человек получает при материальной поддержке предприятия высшее образование, а затем возвращается в трудовой коллектив; не теряя при этом в заработной плате, он в течение определенного срока должен проработать на этом предприятии, компенсируя затраченные расходы на его образование. Тем, кто не поступил в высшее учебное заведение, после возвращения из армии, где они по рекомендации предприятий должны проходить службу по их гражданской специальности, гарантируются их прежние рабочие места с не меньшей заработной платой, которую они получали до ухода в армию.

Как следует из анализа рассмотренных выше проблем, связанных с подготовкой технических специалистов среднего звена и рабочих профессиональных кадров для авиационного комплекса, их решение должно находиться в сфере интересов законодательных и исполнительных органов, т.е. Государственной Думы РФ и будущего федерального органа управления промышленностью и эксплуатацией авиационной техники с финансовым статусом силового министерства и непосредственно подчиненного председателю правительства РФ....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка