О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Взлет до "Золотой Звезды"

О присвоении ему звания Героя России летчик-испытатель узнал от корреспондента "Российской газеты"

Узнав о том, что президент Путин подписал Указ о награждении летчика-испытателя Юрия Митикова, я позвонил в летную службу ОКБ им. Яковлева.

- Митиков слушает.

- Юрий Иванович? От души поздравляем вас!

- С чем? - на том конце провода повисла настороженная пауза.

- Как с чем? С присвоением звания Героя!

- Да ну?! А вы, кстати, кто?

Так "Российская газета" первой поздравила Юрия Митикова с золотой наградой.

64-летний летчик получил высокое звание не за конкретный подвиг, а, как говорится, по совокупности. Хотя любой эпизод из его богатой смертельным риском жизни вполне "тянул" на "Золотую Звезду". Взять хотя бы случай, когда при испытании самолета отказала система струйного управления. Машина, сильно клюя носом, на малой высоте по горизонтали понеслась в сторону людей и техники - испытания проходили на аэродроме в присутствии многочисленных сотрудников конструкторского бюро.

Через несколько секунд должна была автоматически сработать катапульта - "умная" электроника самостоятельно пришла к выводу, что самолет неминуемо погибнет и спасти можно только летчика. И тогда неуправляемая многотонная махина натворила бы много бед.

Юрий Иванович решил иначе. Он отключил автоматику катапульты - чтобы не отвлекала - и каким-то чудом посадил "провинившийся" самолет.

Сколько еще было таких эпизодов! Митиков освоил 45 типов самолетов - от учебных и спортивных до пассажирских и боевых. Но машиной его жизни стал Як-38 - самолет вертикального взлета и посадки. Именно он "учил летать" главное оружие нашей палубной авиации, первым поднял в воздух Як-38М.

Вообще Юрий Митиков номинально - гражданский летчик. Окончив в 1964 году с золотой медалью Качинское высшее военное авиационное училище, он через четыре года поступил в школу летчиков-испытателей Министерства авиационной промышленности. С тех пор он первым садится за штурвал всего, что выпускает "ОКБ им. Яковлева".

Но, несмотря на свой гражданский статус, повоевать Митикову довелось. Требовалось испытать Як-38 в бою - в жару, в условиях высокогорья. И Митиков летал на штурмовки моджахедов, выявлял в экстремальных ситуациях, какие узлы и механизмы машины требуют конструкторской доработки. За Афган его не наградили, сказали: гражданским не положено.

А потом были взлеты и посадки на палубы наших авианесущих крейсеров в Черном море. Днем и ночью. Садился без одного шасси - почему-то отказала система. Однажды ошиблась служба наведения крейсера и "провела" самолет Митикова мимо своей палубы. Пришлось в воздухе, не разворачивая машину, буквально пятиться задом, чтобы все-таки приземлиться... Вот, собственно, такой ежедневный подвиг.

- Юрий Иванович, как будете обмывать Звезду?

- Как и положено в авиации, с товарищами. Но сначала все-таки дождусь официального оглашения президентского указа.

Чтож "Российская газета" с удовольствием и делает: сегодня в номере публикуется Указ президента о новом Герое России....
Авторские права на данный материал принадлежат «Российская газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка