О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летающие роботы поднебесной

Одним из направлений развития военной авиационной техники в Китае является разработка беспилотных и дистанционно пилотируемых летательных аппаратов

Одним из направлений развития военной авиационной техники в Китае является разработка беспилотных (БПЛА) и дистанционно пилотируемых (ДПЛА) летательных аппаратов. Начало которому положило копирование советских и американских машин в соответствии со старой доброй китайской традицией "ривес-инжиниринга" - воссоздания зарубежной техники на основе имеющихся образцов. Справедливости ради отмечу, что таким вот военно-технологическим пиратством еще до китайцев грешили, например, русские и немцы, во время войны "заимствовавшие" друг у друга, скажем, реактивные снаряды полевой артиллерии. А про "слизанный" СССР у американцев тяжелый бомбардировщик В-29 (у нас Ту-4) и говорить не приходится.

Залетные "пчелы"

Первым китайским серийным "беспилотником" стал самолет-мишень СК-1 (Шериф светлый) ("Чанг Конг-1") представляющий собой местный аналог советского Ла-17М. Несколько таких "Лавочкиных" было передано Советским Союзом Китаю в первой половине 1960-х годов. СК-1, известные также под войсковым обозначением BA-5I, начали поступать на вооружение ВВС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) с конца 1970-х годов. "Чанг Конги" оснащены модифицированным (дефорсированным) турбореактивным двигателем "Вопен-6" - копией советского РД-9Б, применявшегося на истребителях J-6 (МиГ-19). Такие же устанавливались и на советских "беспилотниках" данного типа, причем, как и в СССР, китайцы используют моторы, выработавшие свой ресурс в пилотируемой авиации. Они позволяют СК-1 развивать скорость до 900 км в час при оперативном потолке от 500 до 5 тыс. м (практический потолок - 18 тыс. м). Дальность полета СК-1 - 600 км.

СК-1 в отличие от советского прототипа осуществляет взлет не с пусковой установки, а старомодным способом - с использованием отделяемого трехколесного шасси-тележки (лишь последние варианты получили стартовые ракетные ускорители, как изначально Ла-17), посадка производится на фюзеляж, после чего требуется проведение небольшого восстановительного ремонта. Но возможно и применение парашюта. Управление осуществляется с помощью автопилота или по радиокомандам с наземного пункта. Для имитации пилотируемых самолетов мишени снабжены радиолокационными отражателями и инфракрасными излучателями. Кроме мишеней (в том числе высокоманевренных и низковысотных) для обучения летчиков-истребителей и расчетов средств ПВО китайцы разработали специальный беспилотный радиационный самолет-разведчик СК-1А, который впервые был использован в 1978 году для отбора проб воздуха при испытаниях ядерного оружия на полигоне в районе озера Лобнор. Не исключено, что какое-то количество СК-1 удалось приспособить к выполнению роли тактических фоторазведчиков по образцу советского Ла-17Р.

Обзавестись китайцам беспилотным разведчиком стратегического (правда, скорее оперативно-тактического) назначения помогли, сами того не желая, империалисты США. Дело в том, что в 1960-е годы американцы периодически практиковали разведывательные полеты над территорией Поднебесной своих турбореактивных БПЛА AQM-34N "Файрби" ("Огненная пчела") - запуск машин осуществляло Стратегическое авиационное командование ВВС Соединенных Штатов. Некоторые "Файрби", возможно, залетали в воздушное пространство Китая из Вьетнама, где их широко использовали американские войска. Несколько летающих роботов-шпионов ВВС НОАК удалось сбить, и уже в 1972 году была испытана в полете их пиратская китайская копия WZ-5 ("Вучжен-5", экспортное наименование "Чанг хонг-1" - СН-1). Копия, как водится у китайцев, получилась хуже оригинала, и после "лечения" всевозможных "детских болезней" WZ-5 в 1978 году был принят на вооружение НОАК. В 1979 году ВВС НОАК задействовало эти машины для ведения воздушной фоторазведки в ходе китайско-вьетнамского военного конфликта. По сравнению с CК-1, "Вучжен-5" имеет почти в два раза меньший полетный вес и оснащен менее мощным турбореактивным двигателем "Вопен-11", однако практически при той же максимальной скорости способен находиться в воздухе гораздо дольше, преодолевая расстояние в 2500 км; практический потолок машины достигает 17 500 м.

Особенностью "Вучжена-5" является то, что стартовыми платформами для него служили и служат самолеты-носители - первоначально бывшие советские тяжелые бомбардировщики Ту-4 и приобретенные в Великобритании пассажирские авиалайнеры "Трайдент", а в настоящее время - модифицированные средние военно-транспортные самолеты Y-8E, представляющие собой китайский вариант нашего Ан-12 (каждый носитель берет на борт - на подкрыльевой подвеске - два "беспилотника"). В отличие от современных беспилотных разведчиков западной разработки WZ-5 может использоваться только в дневное время и не обеспечивает передачу разведданных в реальном масштабе времени. Кроме того, выполняя полет по заранее заданной программе, "Вучжен-5" не способен корректировать маршрут в зависимости от погодных условий и уклоняться от огня противника. Самолет может использоваться также в качестве летающей мишени.

Удар "Гарпии"

В конце 1980-х годов на вооружение ВВС НОАК поступили легкие дистанционно пилотируемые поршневые самолеты-разведчики собственной разработки ASN-104 (экспортное обозначение D-4) и ASN-105 (усовершенствованная модификация ASN-104). Они предназначены для ведения тактической воздушной разведки, всесуточного наблюдения, корректировки артиллерийского огня и аэрофотосъемки. Самолеты имеют на борту аэрофотоаппарат и телевизионную систему, позволяющую передавать информацию на наземный пункт управления в реальном масштабе времени (в последних моделях - также и ночью). За один вылет с помощью аэрофотоаппарата может быть отснято 1700 кв. км. поверхности. Управление этими ДПЛА осуществляется с помощью радиокомандной системы на дальности соответственно 60 и 100 км.

Штатный комплекс воздушной разведки включает шесть летательных аппаратов ASN-104 (ASN-105), машину управления (управление ASN-105 полностью компьютеризировано), машину-фотолабораторию и машину с приемной телевизионной аппаратурой. Взлет ДПЛА осуществляется с ферменной конструкции при помощи стартовых ракетных двигателей, спасение после выполнения полета - с помощью парашюта. Наземный экипаж комплекса состоит из командира-штурмана и оператора дистанционного управления. Для использования в горных районах комплекс снабжается транспортабельным радиорелейным оборудованием, предназначенным для приема и ретрансляции телевизионных изображений. Эти ДПЛА, по некоторым сведениям, могут применяться и с палубы кораблей и судов. По своим параметрам они близки российскому ДПЛА комплекса воздушного наблюдения "Стерх", хотя и выполнены без каких-либо аэродинамических изысков, весьма напоминая по внешнему виду простенькие творения авиамоделистов-любителей.

В 1996 году китайская авиационная промышленность приступила к серийному производству тактического легкого дистанционно пилотируемого самолета-разведчика нового поколения ASN-206. Он предназначен для ведения всесуточной воздушной фото-, телевизионной (оптико-электронной) и радиационной разведки, наблюдения за полем боя, целеуказания и корректировки артогня, радиоэлектронной борьбы, а также патрулирования государственной границы. Бортовое разведывательное оборудование ASN-206 включает аэрофотоаппаратуру и телекамеру, позволяющую передавать телевизионные изображения практически в масштабе реального времени (по некоторым сведениям, оптико-электронное оборудование для ASN-206 создано с использованием израильских технологий). Управление ДПЛА в полете также осуществляется с помощью радиокомандной системы (на дальности до 150 км). Запуск ASN-206 производится с транспортно-пускового автомобиля (колесная формула 6х6) с использованием, как и у предшественников, стартовых ракетных двигателей, приземление - с помощью парашютов. Комплекс дистанционной воздушной разведки с ASN-206 состоит из 6-10 транспортно-пусковых автомобилей с ДПЛА и машины управления.

В ближайшее время ожидается начало летных испытаний новейшего китайского самолета-разведчика дальнего действия WZ-9 ("Вучжен-9", другое обозначение - WZ-2000), разработка которого была начата в середине 1990-х гг. Летательный аппарат оснащен турбовентиляторным двигателем и выполнен с использованием технологии "стелт". WZ-9 снабжен аппаратурой электронно-оптической и радиолокационной разведки, а также системой космической связи, обеспечивающей передачу разведданных в реальном масштабе времени. Предполагается, что он может быть использован и для нанесения ударов по наземным целям. По своей конструкции WZ-9 напоминает уменьшенный в размерах американский стратегический беспилотный самолет-разведчик RQ-4A "Глоубал Хоук".

Китай уже располагает разведывательно-ударными комплексами с полученными в 1994 году от Израиля турбореактивными БПЛА "Гарпия" ("Harpy") разработки фирмы IAI (что вызывает большое раздражение у американцев). Эти летательные аппараты, предназначенные для поражения РЛС противника, обладают летно-тактическими качествами маневрирующих крылатых ракет. Запуск "Гарпий", дальность полета которых достигает 500 км, осуществляется с наземных пусковых установок на шасси автомобиля или с борта надводного корабля на значительном удалении от района патрулирования в воздухе. Осуществляя такое патрулирование, "Гарпии" с помощью бортовых средств выявляют по излучению РЛС противника, а затем атакуют их, переходя на конечном участке траектории в крутое пикирование. Летательный аппарат имеет фугасную боевую часть, подрыв которой производится непосредственно над целью. По сведениям американской разведки, НОАК якобы задействовала "Гарпии" во время учений в районе Тайваньского пролива в 2004 году. Не исключено, что китайцы предпринимают попытки развернуть или уже развернули производство "Гарпий" собственными силами.

И, наконец, следует упомянуть первый китайский беспилотный вертолет "Хайоу", или, на западный манер, "Сигалл" ("Чайка"), который разработан специалистами Пекинского университета аэронавтики и астронавтики с копированием конструкции соосных несущих винтов у российских вертолетов ОКБ имени Н.И. Камова. В случае принятия подобных летательных аппаратов на вооружение НОАК они могут применяться для ведения разведки (в т.ч. радиационной, химической и биологической), патрулирования и т.д.

Как бы то ни было, факт остается фактом: Народно-освободительная армия Китая имеет серийные беспилотные и дистанционно пилотируемые летательные аппараты фронтового и оперативно-тактического звена, планирует обзавестись соответствующей новейшей техникой, и это говорит о том, что китайцы и в данной области стремятся идти в ногу со временем. Причем по части ударных БПЛА НОАК, видимо, может дать фору иным армиям НАТО, не говоря уже о дряхлеющих российских Вооруженных силах....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка