Коммерсантъ - Санкт-Петербург
25 июля 2005, 12:35
Сервис по-колумбийски
ФГУП "Завод имени Климова" создает зарубежную сеть сервисных центров по ремонту двигателей гражданских и военных вертолетов
ФГУП "Завод имени В. Я. Климова" (входит в российскую самолетостроительную корпорацию "МиГ") - разработчик двигателя ТВ3-117 для вертолетов семейств "Ми" и "Ка", а также двигателя РД-33 для истребителей МиГ-29.
ОАО "Новосибирский авиаремонтный завод" (НАРЗ) специализируется на капитальном ремонте вертолетов. Выручка за 2004 год - 310 млн рублей, убыток - 198 тыс. рублей. Свыше 70% акций НАРЗа недавно перешло в собственность "Оскар-авиа груп", крупнейшим акционером которой является ее президент Артур Штанков.
Предприятия по ремонту гражданских вертолетов в Колумбии и ОАЭ (город Шарджа) НАРЗ создал в 2003 году. ЗиК хотел принять участие в колумбийском проекте, но на тот момент стороны не смогли договориться. С тех пор у петербургского ФГУПа сменилось руководство, а у НАРЗа появился новый собственник - "Оскар-авиа груп". Как рассказал Ъ коммерческий директор ЗиКа Александр Грачев, уже в первой половине 2006 года на базе сервисного центра НАРЗа в Колумбии ЗиК будет оказывать услуги по диагностике и локальному ремонту двигателя ТВ3-117 и его модификаций. Президент "Оскар-авиа груп" Артур Штанков сообщил Ъ, что специалисты ЗиКа будут также работать на предприятии в Шардже. Кроме того, до конца года ЗиК совместно с ФГУП "Рособоронэкспорт" откроет сервисный центр в Индии, ведутся переговоры по Китаю. По словам господина Грачева, инвестиции в создание одного такого центра составляют $250-500 тыс. собственных средств завода и кредитных средств, в частности Московского банка реконструкции и развития (входит в АФК "Система", контролирующую серийного производителя вертолетов ОАО "Камов". - Ъ).
"При наличии спроса мы организуем при этих центрах склады с запасными двигателями, - отмечает Александр Грачев. - Наша цель - формирование перспективных отношений с заказчиками". В этом ЗиК очень нуждается: дело в том, что завод начал серийный выпуск двигателя ТВ3-117 только с 1999 года. С того времени, по оценкам самого ЗиКа, на экспорт было изготовлено всего около 300 двигателей. В частности, сейчас завод производит двигатели для 18 вертолетов Ми-17, которые поставляет в Чехию Улан-Удинский авиационный завод, а также двигатели для четырех вертолетов Ка-32 в рамках контракта ОАО "Камов" с Испанией. Подавляющее же большинство вертолетов, построенных на экспорт и для отечественных ВВС, укомплектованы двигателями украинского ОАО "Мотор Сич". У "Мотор Сич" своей сервисной сети нет, хотя по заказу Минобороны украинцы организовали ремонтные производства в двух странах (одна из них - Индия. - Ъ), куда поставляют запчасти.
На "Мотор Сич" к идее ФГУП "Завод имени Климова" по созданию сервисной сети отнеслись прохладно. "Это требует огромного количества согласований и денег, гораздо проще привезти двигатель на Украину и выполнить все работы на территории завода", - считает представитель предприятия. В свою очередь Александр Грачев отмечает, что многие вертолеты, поставленные на экспорт, прошли капитальный ремонт на территории РФ и гарантийные обязательства "Мотор Сич" на их двигатели не распространяются: "Тем более что в отличие от "Мотор Сич" мы являемся разработчиком всех силовых установок Ми-2, Ми-8, Ми-17 и вертолетов Ка и можем предложить заказчику помимо обслуживания двигателей и комплексное обслуживание силовой установки для всех типов вертолетов российского производства".
Петербургское авиаремонтное предприятие СПАРК совместно с "Рособоронэкспортом" также работает над созданием фирмы по обслуживанию как гражданских, так и военных вертолетов за рубежом - в Мексике. По данным Центра анализа стратегий и технологий, "Рособоронэкспорт" планирует организовать предприятие по ремонту вертолетов совместно с Казанским вертолетным заводом (КВЗ) в Перу. Источник Ъ в КВЗ подтвердил информацию о ведении заводом переговоров по созданию такого центра, но заявил, что речь идет о другой стране.
Вместе с тем топ-менеджер КВЗ отмечает, что многие иностранные покупатели предпочитают проводить профилактику и ремонтировать авиатехнику на собственных заводах. "Самостоятельным ремонтом занимаются Индия, Китай, Алжир, Вьетнам, Перу, Куба, - говорит он. - А в случаях когда требуется глубокий ремонт, российские вертолетостроители привозят машину к себе, тем более что ремонт двигателя является наиболее сложным и затратным"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Санкт-Петербург». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции