Автор: Алексей Виноградов
Опубликовано: 25.07.2005, 20:00
 

"Трансаэро" сэкономило на горючем

Экономичный авиапарк позволил компании добиться неплохих финансовых результатов в условиях высоких цен на керосин


ОАО "Авиационная компания "Трансаэро" (г. Орел) добилось в первой половине года существенного роста финансово-производственных показателей. Пассажирооборот АК вырос на 4% - до 2 млрд 128,6 млн пассажирокилометров, перевезено 620,96 тыс. пассажиров (+ 2%) и 6 тыс. 416 т грузов (+ 28%). Выручка увеличилась на 18% - до 3,8 млрд руб. Как заявил RBC daily начальник управления по связям с общественностью "Трансаэро" Сергей Быхал, показатели чистой прибыли еще не подсчитаны, но "ожидается их очень существенный рост".

ОАО "АК "Трансаэро" - одна из первых частных авиакомпаний в России (создана в 1991 г.). В прошлом году по общим объемам пассажирских перевозок она занимала 5-е место, по международным перевозкам - 4-е среди российских воздушных перевозчиков. Пассажирооборот составил за указанный период 4 493,2 млн пассажирокилометров, выручка - 7,5 млрд руб., чистая прибыль - 116 млн руб. (против 60 млн в 2003 г.). Почти 50% акций ныне принадлежит физическим лицам (в числе которых называется председатель совета директоров компании Александр Плешаков), остальное - различным компаниям, в том числе структурам, аффилированным с Объединенным банком и Andava Holding (Швейцария).

Как утверждают эксперты, неплохие показатели "Трансаэро" во многом объяснялись спецификой ее авиапарка, практически полностью состоящего из "Боингов" (всего 14, включая недавно приобретенный дальнемагистральный 747-200). Единственный находящийся на балансе АК "россиянин" - Ил-86 - недавно сдан в лизинг чартерной компании Воронежского авиастроительного объединения (ВАСО). По общему количеству "иномарок" "Трансаэро" уступает только "Аэрофлоту", у которого есть и "Боинги", и "Эйрбасы", и некоторое количество российских машин. Обе компании в свое время пользовались определенными льготами по приобретению зарубежной техники, сейчас льгот уже нет, но тенденция приобретения "иномарок" продолжается. В условиях кризиса отечественного авиапроизводства это неудивительно, тем более что ужесточение норм международного союза гражданской авиации ICAO также работает не в пользу добротных, но устаревших с точки зрения экологии отечественных машин (тем более это вынужденное следование нормам ICAO очевидно для "Трансаэро", 72,8% пассажирооборота которого приходится на международные рейсы).

"Авиакомпании, использующие "летающие иномарки", конечно, приобретают некоторые преимущества в условиях столь значительного подъема цен на керосин, так как иномарки экономичнее, - говорит Ростислав Мусиенко из ИК "Брокеркредитсервис". - Ведь от 40 до 60% расходов этих компаний составляют именно расходы на приобретение топлива. При этом керосин подорожал на внутреннем рынке за прошлый год на 40-50% (в то время как среднемировые цены на это горючее выросли всего на 28%, поэтому перевозчики начали переходить на закупки за рубежом). Иное дело, что "Боинги" и "Эйрбасы" дороже в обслуживании, но для ситуации 2004 г. это был не главный минус. А что будет дальше, зависит от цен на "черное золото" и нефтепродукты".

"Учитывая, что "Боинги" "Трансаэро" могут летать, допустим, на Дальний Восток без промежуточной посадки, это, конечно, большое преимущество, - считает эксперт компании "Развитие бизнес-систем" Сергей Орлов. - Но высокая стоимость обслуживания до сих пор сводила преимущества этих "летающих иномарок" к минимуму".

"Переход на "Боинги" позволяет перевозчикам экономить до 30% горючего, - сообщила RBC daily начальник аналитического отдела ИК "Проспект" Наталья Одинцова. - И это серьезный плюс в условиях роста цен на горючее, а в этом году ожидается новое подорожание керосина - более чем на 20%. Однако немаловажное значение для результатов компании имеют и другие факторы: стоимость сервиса, обслуживания пассажиров, обслуживания в аэропортах, долговая нагрузка, наконец, наполняемость бортов. "Трансаэро", как активно развивающаяся компания, имела значительный уровень капзатрат (в том числе на приобретение "Боингов") и заимствований - именно выплаты по долгам пока не позволяют ей продемонстрировать высокие результаты чистой прибыли".

Представители "Трансаэро", впрочем, утверждают, что ожидаемый ныне рост чистой прибыли как раз объясняется во многом тем, что никаких серьезных проблем с выплатами по долгам, включая вексельную программу, у компании нет. Более того, в ходе реализации этой программы сотрудничества, а также сотрудничества с РБР и РОСБАНКом (благодаря которому "Трансаэро" недавно получило в лизинг первый из четырех Boeing 747) авиакомпания получила хорошую кредитную историю, которая пригодится ей в новых заимствованиях.

"Заимствования нам нужны на приобретение новых самолетов, как зарубежных, так и российских, - отметил Сергей Быхал. - Дело в том, что со следующего года в Европе вводится в действие еще более жесткая 4-я глава ICAO, и под нее "попадает" не то что подавляющее большинство российских самолетов, но и значительная часть тех же "Боингов". Вот почему мы вынуждены были отказаться от Ил-86 и двух Boeing 737-200. Зато новый отечественный лайнер Ту-214, с учетом небольших доработок, должен вполне соответствовать суровым международным нормам. Мы уже осуществили первые авансовые выплаты по контракту, согласно которому должны получить 10 таких машин, первая из которых, как ожидается, поступит к нам в конце нынешнего года".

 
Ссылки по теме:
Дайджест прессы за 25 июля 2005 года | Дайджест публикаций за 25 июля 2005 года
Авторские права на данный материал принадлежат газете «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Связи: Авиационная компания "Трансаэро", Ту-214, Воронежское акционерное самолетостроительное общество, Ил-86, Быхал Сергей, Плешаков Александр, B737-200С, Т-208, ТРАНСАЭРО (Transaero Airlines) (в процессе тестирования)