О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Глаза и уши альянса

Командующий составляющей Е-3А Воздушно-десантных сил раннего предупреждения и контроля НАТО генерал-майор Г. Уинтерберг выступил в Военной академии Генштаба с рассказом о программе АВАКС

Самолеты Е-3А системы АВАКС, которые состоят на вооружении стран НАТО, были и, наверное, навсегда останутся одним из символов "холодной" войны между США и СССР, Североатлантическим альянсом и странами Варшавского Договора. Но и тогда, и сегодня АВАКСы были действующим боевым резервом НАТО. Времена меняются - меняется мир. О глубине и масштабах преобразований свидетельствует и такой факт: в Москву прибыл командующий составляющей Е-3А Воздушно-десантных сил раннего предупреждения и контроля НАТО (штаб в городе Гайленкирхен, Германия) генерал-майор Гарри Уинтерберг. И он находился в столице России не инкогнито, скажем, для проведения рекогносцировки на местности перед планированием ответственной операции. Цель официальной рабочей поездки - выступление в Военной академии Генштаба Вооруженных Сил РФ с рассказом о программе АВАКС. Сегодня генерал-майор Гарри Уинтерберг - гость "Военно-промышленного курьера".

Личное дело: Генерал-майор Гарри Уинтерберг

Командующий составляющей Е-3А Воздушно-десантных сил раннего предупреждения и контроля НАТО генерал-майор Гарри А. Уинтерберг осуществляет управление и отвечает за 3000 военнослужащих и гражданского персонала, представляющих 14 государств альянса. Они выполняют задачи, которые ставят Верховный командующий союзных сил в Европе и Верховный командующий союзных сил на Атлантике.

Гарри А. Уинтерберг окончил среднюю школу в Баулдере, штат Колорадо, США, в 1967 г. После выпуска из Академии ВВС США в 1972 г. служил на различных должностях, в том числе, в области комплектования, подготовки и планирования применения сил. Проходил службу в качестве начальника штаба, а также командовал эскадрильей бомбардировщиков В-52, группой подготовки технического состава и авиакрылом летной подготовки выпускников. До назначения на нынешнюю должность был начальником отдела планирования и программ в командовании общеобразовательной и боевой подготовки ВВС.

Летчик высшего класса, общий налет свыше 4 тыс. часов. Освоил 9 типов самолетов: В-52, Т-38, Е-3, С-12, Т-1, Т-37, С-18, В707-300С и Т-39. Удостоен высоких наград, в том числе ордена "За боевые заслуги" с дубовой ветвью и медали "За особые заслуги в службе" с тремя дубовыми ветвями.

Звание "генерал-майор" присвоено 1 февраля 2002 г.


- Господин генерал, какие задачи решают ваши подчиненные сегодня?

- В последние годы и в сфере использования подразделения произошли изменения. После 11 сентября, например, его на семь месяцев перевели в Соединенные Штаты для обеспечения радиоконтроля и наблюдения над воздушным пространством США. Затем было возвращено обратно в Германию.

В прошлом году мы участвовали в обеспечении безопасности Олимпийских игр в Греции, в апреле 2005-го - похорон Папы Римского. Вообще последние два-три года мы занимались большим количеством дел, связанных с обеспечением безопасности разнообразных мероприятий, хотя все это было так или иначе связано с антитеррористической деятельностью.

- В западной прессе активно обсуждался вопрос о возможности размещения самолетов Е-3А на авиабазе "Манас" в Киргизии. Это реально?

- Пока, скорее всего, нет. Хотя в дальнейшем, в случае продолжения операций в Афганистане, нам придется выбрать один из двух вариантов действия: либо гонять наши самолеты издалека, постоянно проводя их дозаправку в воздухе, либо найти базу где-нибудь поближе. Другое дело, что вопрос о размещении наших самолетов в Киргизии - это вопрос не столько текущей деятельности, сколько политический.

Здесь нужно подчеркнуть, что пока окончательного решения о нашем участии в операции в Афганистане не принято. Но поскольку всем известны наши возможности, подобные разговоры постоянно возникают.

- К вопросу о возможностях. Семь месяцев вы патрулировали воздушное пространство США. Продолжительное время занимались обеспечением подготовки и проведения Олимпийских игр в Греции, похорон Папы Римского в Италии. Удалось получить информацию, которая помогла обезвредить террористов, пресечь чью-то преступную деятельность? Был ли за этот период какой-то конкретный результат, о котором вы могли бы сегодня рассказать?

- Отсутствие неприятных событий, полагаю, это уже хороший результат. Мы говорим, что наша задача - предоставить узнаваемую и понятную картинку с воздуха. Безусловно, можем засекать и низколетящие самолеты, и какие-то морские цели. Но понятно, что с воздуха обнаружить на них наличие преступников или террористов мы, конечно же, не в силах. В этом смысле конкретных результатов, может быть, и не было. За исключением того, повторюсь, что ничего плохого не произошло. Надеемся, хотя бы частично это связано и с нашей работой. Конечно, нужно помнить и о том, что не мы одни обеспечиваем безопасность воздушного пространства.

- Вы упомянули несколько акций, в которых были задействованы АВАКСы НАТО. О них сообщалось и ранее. Какие еще задачи решает подразделение? Существуют ли месячные или, скажем, годовой планы, по которым вы действуете? Районы патрулирования - они определены заранее или что-то приходится перепланировать оперативно? Как организована система несения боевого дежурства?

- Строго говоря, какое-то постоянство и планирование присутствовали в нашей деятельности в годы "холодной войны", подобным же образом мы вели себя на Балканах. Но с тех пор многое изменилось. В последние годы мы все больше и больше выполняем функции одного из компонентов сил быстрого реагирования НАТО. И теперь даже во время обучения собственных пилотов мы больше делаем упор на работу с наземными целями, нежели с воздушными.

Мы понимаем, что в дальнейшем наши задачи все больше и больше будут связаны с работой с землей. В частности с обеспечением связи, участием в масштабных операциях в качестве одного из элементов структуры, которая будет вести антитеррористическую борьбу, работать в каких-то чрезвычайных ситуациях и так далее.

Что касается вопроса о том, есть ли у нас не столь публичные виды деятельности, о которых говорилось выше, то здесь мне придется вас расстроить. Честно говоря, вещей, которые мы делаем, и о которых знают лишь посвященные, совсем немного. Мы просто не можем позволить себе ничего подобного. Это связано, в первую очередь, с тем, что мы слишком заметный компонент Вооруженных Сил НАТО.

- Когда ваши подчиненные собираются наведаться к границам России, согласовываются ли планы полетов с Москвой? Или наши военные вынуждены засекать АВАКСы по факту их нахождения вблизи рубежей Российской Федерации?

- Как известно, наше подразделение провело демонстрационные полеты в Латвии и Литве незадолго до их вступления в НАТО. Когда мы их организовывали, то предложили провести аналогичные полеты АВАКСов над вашей территорией с участием в них российских наблюдателей. Предлагалось либо взять их на борт, либо пригласить коллег на свою базу в Германии.

- Каков был ответ?

- Мы пока не получили никакого ответа. Но, с другой стороны, это открытое приглашение. Может быть, мы его повторим. Думаю, рано или поздно мы с вами даже сможем провести совместные учения, в которых будут участвовать с одной стороны наши АВКСы, а с другой - ваши А-50, которые хорошо друг друга дополняют. Наверное, обеим сторонам будет полезно сотрудничество в этой области. Тем более что задачи, которые перед нами стоят, во многом очень схожи.

- Обсуждались эти вопросы в ходе вашей поездки в Москву? Или визит был обусловлен необходимостью решения какой-то другой, более широкой задачи?

- Основной целью моего визита в Россию было выступление в Академии Генштаба и рассказ о программе АВАКС. Что касается проведения совместных учений или демонстрации АВАКСов, то этот вопрос нужно будет решать с Верховным командованием Объединенных сил в Европе. Мы понимаем прекрасно, что российская сторона примет наше приглашение, в котором мы не указываем никаких конкретных сроков. Это, повторюсь, приглашение с открытой датой. На него можно откликнуться тогда, когда это будет удобно из политических и военных соображений.

- Все-таки ответьте: предупреждаете вы о планах полетов российскую сторону?

- Да, когда мы проводим полеты вдоль границ России или того, что мы считаем границами России, то извещаем об этом своих российских коллег.

- Какова боеготовность возглавляемого вами подразделения? Сколько самолетов находятся в постоянной готовности к вылету?

- На нашей германской базе в Гайленкирхине "прописано" 17 самолетов, из них один сейчас проходит модернизацию. Есть еще три учебно-тренировочных грузовых самолета, которые легче, чем Е-3А. Они берут на борт меньше оборудования и личного состава, их удобнее и выгоднее использовать для учебных полетов. Также на британской базе есть семь самолетов, но в нашей программе реально участвуют шесть из них. Поэтому в состоянии боеготовности находятся 22 самолета, хотя общее их число 24.

Данная цифра - 22 самолета - более-менее условна. Это не значит, что мы в любой момент можем поставить на крыло все 22 летательных аппарата. Есть какие-то запланированные ремонтные работы, есть и незапланированные. Тем не менее реальное максимальное число - 22 самолета.

- В Объединенных Вооруженных Силах НАТО нет своих самолетов-заправщиков. При совершении вашими подчиненными дальних полетов дозаправка в воздухе производится самолетами-заправщиками ВВС США?

- Учебно-тренировочные полеты мы проводим совместно с двумя заправщиками, которые состоят на учете в национальной гвардии США. Они меняются каждые две недели, работая вахтовым методом. Что касается не учебной деятельности, то здесь мы всегда стараемся - особенно, когда речь идет об обеспечении безопасности важных мероприятий, - базировать свои самолеты как можно ближе к месту проведения мероприятия. Если это невозможно, а дозаправка в воздухе все-таки нужна, то мы договариваемся о ней с наиболее близко расположенной страной, входящей в НАТО и имеющей при этом свои топливозаправщики. Как известно, они есть не только у ВВС США, и мы всегда можем найти воздушные танкеры там, где нам это нужно.

Могу привести хороший пример. Во время иракской войны вся наша деятельность с турецких аэродромов поддерживалась турецкими как истребителями, так и дозаправщиками. Причем в этот период мы пользовались исключительно турецкими воздушными танкерами.

- Готовится ли подразделение в настоящее время к каким-либо крупным международным учениям - в рамках НАТО или более широким? Участвует ли оно в коалиционных антитеррористических морских маневрах "Активное усилие"?

- Мы проводим учения практически каждый день. Причем часть из них - это морские маневры, и некоторые попадают в рамки учений, о которых вы упомянули. Скажем, в 2004 году нас задействовали, если не ошибаюсь, в 46 учениях.

- Известно, что Е-3А будут проходить модернизацию. При этом хотелось бы знать: платформа, то есть базовый самолет Boeing 707, останется или в дальнейшем возможно создание систем АВАКС на основе новых летательных аппаратов (например, Boeing 767), которые со временем и встанут на дежурство в НАТО?

- Мы рассматривали варианты смены платформы, но все они показались нам слишком дорогими. Поэтому как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе мы не планируем менять платформу. Такое возможно в долгосрочной перспективе, исключить подобный вариант нельзя. Но пока мы этого делать не собираемся.

- Скажите, участвуют представители подразделения Е-3А в работе какой-либо из рабочих групп совета Россия - НАТО? Идут ли какие-либо переговоры о сотрудничестве с аналогичными российскими частями и подразделениями? Если да, то с какими именно?

- Прямых контактов у нас нет. Они осуществляются через штаб, через совет по взаимодействию. Это связано, в частности, с нашим положением в рамках всей структуры, с нашими взаимоотношениями со штабом. В принципе, если такое предложение поступит, мы его, скорее всего, примем. Но пока никакой совместной работы напрямую не ведется.

- Так почему бы не договориться с российской стороной, чтобы ваши коллеги с авиабазы на аэродроме "Северный" (в Иваново) приехали в Гайленкирхен, а ваши представители оттуда - в Иваново? Такое первое знакомство на земле могло бы стать прологом к знакомству с возможностями друг друга, расширению горизонтов сотрудничества?

- Я лично считаю, что подобное взаимодействие, такие программы были бы, с одной стороны, очень интересны, с другой - явно полезны. Но совершенно очевидно, что одного моего желания здесь недостаточно. Необходимы договоренности на уровнях высшего политического и военного руководства наших стран.

- Каковы система управления и внутренняя иерархия составляющей Е-3А Воздушно-десантных сил раннего предупреждения и контроля НАТО?

- Во главе подразделения всегда находится один человек - командующий либо от США, либо от Германии, причем они меняются местами. Другие важные функциональные роли распределены между представителями всех государств, которые участвуют в данной программе. Так обстоит дело в Гайленкирхене, на британской базе действует своя система.

Общее стратегическое руководство осуществляется на уровне Верховного командования Объединенных сил НАТО в Европе. Вопросами оперативного руководства занимается командующий подразделения, которому эти полномочия делегированы от высшего командования Объединенных сил.

Хотелось бы подчеркнуть: то обстоятельство, что мы являемся многонациональным подразделением, сказывается и на системе внутреннего управления.

- Многонациональность коллектива, наверное, влияет и на повседневную жизнедеятельность. За счет чего удается достигать слаженной работы всех участников? Все-таки 14 стран задействованы в программе...

- Вопрос хороший. Меня самого иногда удивляет, как хорошо, практически без сучка и задоринки идет работа в нашем подразделении. Возможно, это связано с тем, что каждый из наших солдат и офицеров чувствует себя, с одной стороны, полномочным представителем собственного государства, а с другой - полноправным и равноправным участником многонационального коллектива.

Конечно, не обходится без компромиссов, но мне кажется, что реально сложности ежедневной работы не так велики, как может показаться со стороны. Меня это очень удивило сначала. Однако с тех самых пор, когда я только принял на себя командование этим подразделением, мы неоднократно говорили командованию НАТО о том, что наша база в Гайленкирхине может стать прекрасным шаблоном для дальнейшего взаимодействия, по которому, наверное, можно будет строить работу большинства подразделений альянса. Ту же мысль высказывает и Верховное командование Объединенных сил НАТО в Европе. Так оно, наверное, и будет....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка