О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Галсом по рынку

Восторг от полета на вертолете над Гранд-Каньоном был столь велик, что, приземлившись, пассажир отправился на вертолетный завод. Вскоре Е. Ермаков получил дилерский контракт на продажу вертолетов

Тысячекилограммовая металлическая стрекоза летела над величественным Гранд-Каньоном, разрубая воздух десятиметровым винтом. Жаркое солнце Аризоны уходило за горизонт, заливая багровым светом сотни километров безжизненных скал. Сидевший на борту гость из России, как и тысячи туристов, приезжающих сюда со всех концов света, был потрясен увиденным. И немудрено: картина горных цепей каньона в лучах заката- это восьмое чудо света, особенно если вы на борту маневренного вертолета. Восторг от пережитого был столь велик, что, приземлившись, пассажир немедленно отправился на вертолетный завод. Вскоре Евгений Ермаков получил дилерский контракт на продажу вертолетов и основал Русскую вертолетную компанию GALS.

Офис GALS - это нечто среднее между проектировочной мастерской вертолетного завода и музеем авиации. Трудно не понять, что продает и какие услуги предлагает компания, если над ресепшн-стойкой висит здоровенный вертолетный винт, в комнатах серьезные люди трудятся над серьезными вертолетными чертежами.

С самолетом на бал

Что характерно, путь Ермакова в авиацию начался с авиации. Правда, с любительской и радиоуправляемой. Юный школьник Евгений Ермаков стал чемпионом СССР по радиомодельному спорту среди юношей, после чего с медалями, моделями и чемоданами в руках поехал на выпускной вечер гулять с одноклассниками.

- Я вообще не понимаю, как закончил школу,- говорит Ермаков.- Ведь со второго класса строил кордовые, радиоуправляемые модели самолетов. И ушел в это занятие с головой: был, например, чемпионом Москвы по воздушному кордовому бою.

Но если до восьмого класса учиться еще както получалось, то последние два года спорт занимал все свободное время. В результате просел по учебе и диплом получил, честно говоря, не пятерочный. Впрочем, это не помешало Евгению поступить в МАИ. После, отучившись в институте и отслужив срочную, Ермаков несколько лет работал в КБ Туполева, где участвовал в разработке флагмана советского авиафлота Ту-144 и множества других летательных аппаратов.

Меняю гитару на "Мерседес"

Странное дело - говорим вроде бы о вертолетах, но львиная доля беседы посвящена музыке.А точнее, одному музыкальному инструменту. В каком-то смысле с него и начался бизнес Евгения Ермакова.

- В институте и в армии я начал заниматься делом, которое изменило мою жизнь. Начал делать гитары. Думаю, у меня есть своеобразная психофизиологическая предрасположенность к этому занятию: я умею чувствовать, как отзывается материал, как меняется его структура. Я из-за этого и экзамены по сопромату не сдавал - преподаватели ставили пять автоматом, и я трудился экзаменатором у однокашников.

Уйдя в строительство гитар с головой, Ермаков занялся изготовлением инструментов для бардов и каэспэшников, коих в друзьях у него множество. Причем конструкторское образование дало о себе знать. Для Вероники Долиной, например, сделал невиданную "лютеру"- гибрид гитары и лютни.

- Это еще что. В середине 80-х мы с друзьями-музыкантами разработали и запатентовали новый вид гитары. Называлась она ГРАН (гитара русская акустическая новая).

Наивные были, молодые, веселые… Тогда же у Ермакова появился бизнес, рассказ о котором - лучшая байка для беседы у костра с друзьями.

- Со временем гитары стали для меня реальной возможностью заработать. Выглядело это так: я строил пару гитар и уезжал в Германию или Францию к друзьям, коллегам по музыкальному цеху, которые знали, что я кое-что умею строгать. Отдавал гитары им, а они мне за это пригоняли новехонький "Мерседес", совсем свежий, но только что из аварии. До смешного доходило: привозят машину, на спидометре 26 километров, а весь передок уже всмятку. Видать, хозяин на радостях от покупки не вписался в траекторию.

Перевезя то, что в Германии считалось металлоломом, в Россию и восстановив его за три-четыре месяца, Ермаков со товарищи продавал уже целехонький "Мерс" на авторынке в Южном порту, зарабатывая более чем приличные деньги. По его словам, все сходило с рук просто потому, что тамошним серьезным ребятам не приходило в голову, что вчерашние студенты работают без "крыши", продавая такие серьезные машинки.

Дело в большом пальце

В 1986 году Ермаков делает крутой вираж в жизни - уезжает в Лондон. Но совсем не для того, чтобы добывать автомобили. Просто окончательно затянуло строительство гитар.

- К этому времени я уже стал лауреатом конкурса Чайковского среди музыкальных мастеров, который проводила компания Yamaha. Но знать и уметь хотелось все больше. Поэтому я отправился в единственный в мире Институт музыкальных мастеров.

Но там посмотрели на мои гитары и сказали: парень, тебе здесь нечего делать, ты и так неплохо строгаешь. Отзыв хотя и лестный, но совсем не тот, на который я рассчитывал, ведь хотелось учиться.

Но будущему вертолетчику повезло: учитель нашелся. В конце концов Ермаков на целых пять лет осел в Соммерсете, став учеником гитарного мастера Жозе Романилоса, которого с видимым удовольствием называет гениальным.

- Я получил то, о чем гитарный мастер может только мечтать. Дело ведь не только в технологиях, профессиональных хитростях. Это другая ментальность, другое отношение к самому процессу. Это тот уровень мастерства, когда мастер одним большим пальцем понимает, как напряжено дерево и как с ним надо работать.

Впрочем, Ермаков, хотя и романтик, но не закоренелый: заодно с гитарным искусством изучал маркетинг в Лондонском университете. Что впоследствии очень пригодилось, когда в начале 90-х он вернулся в СССР.

Здоровье всей страны

- Это была уже другая страна, другие возможности. Был ряд бизнес-проектов, в которых довелось поучаствовать, но временно.

Прорыв наступил, когда волею случая он познакомился с работой компаний сетевого маркетинга. Нечто такое в теории изучалось в уже пережившем эту напасть Лондоне, а тут на практике страну начинает захлестывать волна "гербалайфа", и продавцы этого снадобья, особенно те, кто у руля, зарабатывают серьезные деньги. Было над чем задуматься.

- В этой бизнес-модели я увидел огромный потенциал. И решил сделать компанию с нуля - и продавать действительно стоящие биодобавки. Те, которые будут не только помогать худеть, но и действительно делать людей здоровыми.

Далее было, как говорит Ермаков, "несколько лет работы по 27 часов в сутки". Созданная компания получила громкое название Vitamaks. Через семь лет ей предстояло стать одной из крупнейших сетевых компаний на этом рынке.

Полет над Гранд-Каньоном

- Название GALS выросло из морской терминологии?- спрашиваю,вспоминая, что на морском языке "ходить галсом" означает, что парусное судно идет под острым углом против ветра.

- Да нет, хотя любой человек, который решил быть предпринимателем, должен периодически идти против ветра,- говорит Ермаков,- чтобы не было стагнации бизнеса.

История компании началась в 1996 году, когда находящийся в США Ермаков прокатился на маленьком спортивном вертолете компании Robinson Helicopters над главной достопримечательностью штата Аризона- национальным парком Гранд-Каньон.

- Я был настолько впечатлен полетом, что, приземлившись, немедленно пошел налаживать контакты с Robinson. Хотя мне приходилось летать на российских Ми-2 и Ми-8, но они транспортные вертолеты и не столь мобильны и маневренны, как крохотные и юркие "Робинзоны".

Американцы спросили у Евгения, как называется его компания. В результате долгого напряженного раздумья, а именно за 0,2 секунды, родилось короткое название GALS, что скрывало за собой аббревиатуру Global Aircraft Luxury Service, то есть "глобальный авиационный сервис наилучшего качества".

Скромно, ничего не скажешь.

В результате был подписан дилерский договор, и Евгений Ермаков стал первым предпринимателем, рискнувшим предложить российскому рынку "вертушки", которые россияне до того видели только в фильмах про Джеймса Бонда.

- Вначале мы приступили к изучению и мониторингу рынка и приобретению навыков работы с такой техникой. Первые вертолеты приходили к нам в разобранном виде, и мы, арендовав ангар на аэродроме в Мячкове, вручную собирали их, как будто гигантский конструктор, изучая каждый винтик. Зато уже в 1997 году наши вертолеты летали над МКАД с установленной аппаратурой Low Jack. Помните, была такая система поиска угнанных автомобилей? Сейчас она перешла на спутниковую технологию, а вначале автомобили искали и находили наши пилоты. Процент находок был поразительно высокий - 97-99%.

Уже через пару лет стало ясно: одних только маленьких и юрких, двух или четырехместных "Робинзонов" для удовлетворения возникшего спроса маловато. Молодым российским миллионерам требовались более вместительные модели вертолетов и непременно с высочайшим уровнем комфорта и безопасности. Ведь в иных отечественных моделях из-за шума во время полетов зачастую не слышно собственного голоса.

По словам Евгения, в 1998 году он побывал на "всех авиазаводах мира, исключая разве что японскую Kawasaki", полетал на самых разных моделях "вертушек". В результате этого вояжа была выбрана американская марка MD Helicopters, являющаяся аффилированной структурой корпорации Boeing.

- Сегодня мы являемся генеральным дистрибутором корпорации MD Helicopters в России и дилером "Робинзонов".

Сегодня в составе компании летно-технический клуб "ГАЛС-Росто", базирующийся на собственной площадке в "Крокус-сити", в котором заказчики могут пройти обучение, отремонтировать свою машину. "Вертушки" от GALS взлетают как с частных резиденций, так и с корпоративных площадок.

В ближайших планах- строительство полноценного вертолетного шоу-рума в "Крокус-сити молле" рядом с тамошним яхтклубом. Кроме того, напоследок Ермаков открывает мне секрет: сейчас группа разработчиков под патронажем его компании ведет разработку нового российского трехместного вертолета. И даже грозится, что в ближайшие два года появится опытная модель.

Миллион за несколько часов

Стоимость махонького Robinson-44 составляет до $450 тыс., а более солидного шестиместного MD-600N - от $1,2 млн до $2 млн, в зависимости от заказанной комплектации.

Все как на авторынке: хотите, чтобы в машине был салон из кожи бегемота, приборная панель, как в самолете, и живая музыка - платите дополнительно. Любое желание выполняется.

Цифры продаж Ермаков не раскрывает, но замечает, что предельный объем рынка однодвигательных вертолетов у нас не очень большой - 400 вертолетов, двухмоторных - 40-60.

- Я сужу по количеству официальных миллионеров в нашей стране. Хотя, конечно, эти цифры приблизительные. Мог ли кто-нибудь в конце 80-х предположить, что количество "Мерседесов" в России превысит их же число в Германии? Да и количество яхт, по своей стоимости сравнимых с вертолетом, в одном Подмосковье перевалило за несколько сотен. И заметьте: яхта в нашем климате может использоваться всего несколько дней или даже часов в году. И ничего, покупают. Вертолет же всесезонен, в целом по рынку одних только Robinson44 в год продается несколько десятков.

При этом рынок может еще вырасти, когда в стране появится большая свобода в пользовании небом. Оно в России хоть и бескрайнее, но под жестким контролем соответствующих служб. Чтобы вылететь на вертолете из какого-либо российского аэродрома, с которым вертолетовладелец обязан заключить контракт на обслуживание, нужно за сутки подать заявку с четким указанием маршрута.

В США же, например, любые полеты на высоте до 300 метров можно делать без каких-либо согласований. Не удивительно, что там более 800 тыс. человек имеют лицензию частного пилота, а количество частных и корпоративных вертолетов превышает 10 тыс.

- Сейчас российские воздушные правила стали одними из самых жестких в мире.

Полеты бортов Федерации любителей авиации, в которую входят 3 тыс. разных средств авиапередвижения, начиная от планера и заканчивая даже Як-40, в 2003 году и вовсе прекратили. Но запрещать - политика неэффективная. И в этом году, я уверен, ситуация кардинально изменится. Рынок подошел к некоей критической черте и буквально кипит из-за отсутствия человеческих правил и нормативов в практике полетов.

- В 2001 году произошел памятный эпизод. Я летел на вертолете над аэродромом Тушино в Москве, обучая курсанта, как вдруг от руководителя полетов поступил приказ: немедленная посадка! Странное дело, ведь с вертолетом и пилотами все в порядке, что за форс-мажор? Но приказ РП есть приказ.

Приземляемся рядом с нашим ангаром, и ко мне бегут техники: Евгений Иванович, война с Америкой началась! Чертыхаюсь и собираюсь задать дрозда шутникам-подчиненным: что за мода - хохмить во время полетов. Но в это время по телевизору показывают, как "бомбят" Нью-Йорк. Два гражданских самолета один за другим врезаются в небоскребы-близнецы. Стало быть, не шутки. Смотрю на календарь - вторник, 11 сентября.

Между тем полеты на вертолетах сегодня - весьма безопасное занятие, недаром же столичные власти собираются создать службу "аэротакси" с парком "вертушек", которые будут летать над головами горожан. Кстати, согласно статистике Американской ассоциации страховщиков, самым безопасным транспортным средством в мире является все тот же вертолет! Процент несчастных случаев среди пассажиров винтокрылых машин радикально меньше, чем среди автопассажиров и даже наездников лошадей. Все потому, что вертолет, даже если откажет двигатель, может более или менее благополучно приземлиться благодаря эффекту авторотации, помните, как планирует, вращаясь, кленовый лист? Кроме того, вертолет, если его застигла нелетная погода, шторм, гроза и любой другой неподходящий атмосферный фронт, может просто сесть в поле, на дороге и переждать непогоду, в отличие от самолета....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка