О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Путь к сердцу авиапассажира лежит через желудок

Хорошее питание в салоне воздушного судна, еще и оригинально засервированное, доставляет удовольствие в равной степени как мужчинам, так и женщинам, и детям тоже

Причем, в отличие от известного высказывания, хорошее питание в салоне воздушного судна, еще и оригинально засервированное, доставляет удовольствие в равной степени как мужчинам, так и женщинам, и детям тоже.

Олег Кузин - руководитель фирмы "Толлан-сервис", обеспечивающей сегодня питание на бортах таких серьезных авиакомпаний, как "Авиалинии Кубани", "КрасЭйр", "Сибирь", "Когалымавиа", "Якутия", "Уральские авиалинии", "Стримлайн", "РусАэро". Он уверен в том, что в поднебесье можно и нужно подавать не просто хорошее питание, а создавать атмосферу мини-ресторана - с соответствующим разнообразием блюд и качеством приготовления, не забывая при этом вкладывать душу и в их оформление. Так что человек, еще недавно не собиравшийся принимать пищу, увидев кулинарные фантазии поваров-мастеров "Толлан-сервиса", просто не устоит перед соблазном их попробовать и оценить. А в итоге приятное занятие помогает пассажиру скоротать время в небесной дороге. И что гораздо важнее, позволяет почувствовать каждому уважение со стороны авиакомпании. В ответ благодарный и одновременно привыкающий к хорошим манерам гость воздушного судна делает что? Догадаться нетрудно: снова выберет в попутчики только гостеприимного хозяина-перевозчика!

Все логично. И никакие указы сверху, громкие лозунги и бог знает какие еще заманухи конкурентов не собьют его с верного пути. Прошли времена, когда владелец авиабилета не имел выбора, терпел унижение, а слово "сервис" ассоциировалось, скорее, с барскими капризами, чуждыми советскому человеку.

Нынче авиапассажир - это центровая фигура, за которую ведут жесткую борьбу авиаперевозчики. Сегодня, оплачивая полет, гражданин с авиабилетом совершенно справедливо "качает" свои права и требует от авиаперевозчика обеспечить ему комфорт, безопасность, заботливое отношение персонала с обязательным включением улыбки стюардессы, удобное расписание полетов, доступные цены, чистоту в салоне самолета и аэровокзале, разнообразие сервисных услуг и - как же без этого? - вкусной, аппетитно поданной пищи.

А питание на борту - это вам не то, что на земле. Тут надо знать нюансы, позволяющие кулинарное ремесло превратить в творческий процесс, учитывая при этом необходимые нормативы.

Вот об этом мы и решили расспросить Олега Кузина, который в течение пяти лет усердно и успешно работает над улучшением питания на бортах, причем очень ответственно и совестливо развивая этот бизнес. Результат? Фирма "Толлан-сервис" сегодня в чести у достаточно именитых авиаперевозчиков, и с каждым годом круг желающих сотрудничать с ней в лице Кузина расширяется. Какими такими секретами владеют повара-мастера Олега Николаевича, и что должен знать и уметь руководитель, чтобы его фирма не давала спать конкурентам и радовала своим отношением к делу партнеров-авиаперевозчиков и, безусловно, нас, пассажиров, - об этом наш разговор.

- Олег Николаевич, какова конкуренция на рынке авиапитания в крае?

- Сегодня на территории Краснодарского края ведут деятельность четыре фирмы по обеспечению борта питанием: в Сочи, Анапе и две в Краснодаре - одна из них - "Толлан-сервис". Мы обеспечиваем питанием борта как самых маленьких самолетов марки "фалькон", так и богатырей - аэробусы, боинги, которые также принимает аэропорт Краснодара. Главный наш заказчик - "Авиалинии Кубани". И потому, что эта компания является лицом нашего региона, и по причине того, что именно ОАО "АПК" перевозит отсюда наибольшее количество пассажиров.

- Олег Николаевич, не секрет, что авиапитание имеет свои особенности, составляется в соответствии с санитарными нормами, подвергается проверке отдела безопасности. Все не так просто?

- Борт самолета - это кусочек земли в воздухе. Питание, помимо того что вы сказали, должно быть свежим, разнообразным, все продукты - сертифицированы, подвержены строгому санитарному контролю. Что касается пакетирования, то сегодня наш пассажир уже не удивляется мелкой фасовке. Мы стремимся свести к минимуму продукты в заводской упаковке и предлагаем их только высокого качества. Если это масло, то оно натуральное ЗАО "Сыродел" (ст. Староминская), а не суррогат. Мясо, копчености тоже от лучших производителей - ЗАО "Мясокомбинат "Тихорецкий", ООО "Раритет" (г. Краснодар), ЗАО "Микоя-новский мясокомбинат" (г. Москва), пряники от кондитерского комбината "Кубань", птица от ЗАО "Птицевод" г. Майкопа. Рыба, правда, норвежского производства, так как своей, как ни странно, нет. Кстати, горчицу по просьбе авиапассажиров и перевозчиков мы заменили на местную - от ООО "ЗЭВС" (хутор Ленина), которая по вкусовым качествам превосходит московскую.

- А овощи и фрукты чьи?

- Кубанские, конечно. В ассортименте обязательно предусмотрены и салаты, причем, согласно новым разработанным рационам каждую неделю происходит их смена: то есть в одну неделю мы предлагаем пассажиру овощной салат, в следующую - фруктовый. Но это даже не салат, а нарезка. Дело в том, что по требованиям Госсанэпиднадзора запрещено поставлять на борт заправленную чем-либо продукцию. В процессе полета пассажир сам решает, добавить туда майонез или нет.

- А растительное масло? К примеру, оливковое, как нам подавали на борту самолета, совершающего рейс из Греции?

- Растительное масло в перспективе будет использоваться в мелкой фасовке. Что касается оливкового, то в Греции его много, нам же зарубежные производители предложат свою продукцию раз в десять дороже. Зачем от них зависеть? Мы предпочитаем взаимодействовать с российскими производителями и с точки зрения патриотизма, и исходя из позиции предлагать продукцию только высшего качества как для пассажиров бизнес-класса, так и эконом-класса. И вообще, гораздо лучше готовить питание, соответствующее местному колориту и традициям. Вот сейчас в ОАО "АПК" открывается рейс на Ташкент. Но мы не собираемся включать в рацион знаменитый узбекский плов. Им пусть удивляют узбеки. Мы же доставим удовольствие пассажирам вкусными кубанскими пирожками, приготовленными на домашнем замесе, варениками, птицей, выращенной на нашей земле, гарнирами из местных продуктов, приготовленными с изюминкой.

- Как составляется меню, на какой период, кто участвует в этом процессе?

- Рационы составляются совместно со службами сервиса авиакомпаний и с санитарными врачами, которые контролируют соответствие продуктов, подаваемых на борт.

В этом направлении большую работу проводит служба сервиса ОАО "АПК". Она разрабатывает рационы для своей компании. Мы вместе их обсуждаем, корректируем. Поскольку я обладаю широкой информацией, работая с другими компаниями, сопоставляю их предложения, вношу свои. По сути, процесс этот творческий. Служба сервиса старается откорректировать питание между тем, что хотелось бы видеть на борту, и нормативными требованиями. Подавать сырую рыбу, суши у нас, к примеру, не разрешается.

Сегодня ОАО "Авиалинии Кубани" рассматривает вопрос, позволяющий пассажирам бизнес-класса заказывать питание при покупке билета на рейсах московского направления.

- Насколько известно, сейчас пассажирам бизнес- и эконом-класса подается вино от ООО "Кубань-Вино"?

- Уже месяц на бортах ОАО "Авиалинии Кубани" подается вино фирмы "Кубань-Вино". Как вы понимаете, выбору производителя предшествовала кропотливая работа. Недавно их вино "Роза Тамани" стало лауреатом международной выставки, а пассажиры бизнес-класса уже имеют возможность его попробовать. В эконом-классе специально по заказу "Авиалиний Кубани" производятся миньоны с белым и красным вином. Они подаются как часть питания, и пассажир может употребить содержимое фасовки на борту либо взять с собой. Надпись на этикетке о том, что продукт произведен по спецзаказу ОАО "АПК", говорит о высоком качестве напитка.

Кстати, наши товаропроизводители прекрасно понимают свою ответственность и ту широкую возможность рекламного пространства, которую им предоставляют авиаперевозчики. Знаю, что благодаря сотрудничеству с ОАО "АПК" продукция кондитерского комбината "Кубань" поставляется в другие регионы, уже ведутся переговоры с той же целью с "Кубань-Вино".

- Олег Николаевич, судя по успешному развитию "Толлан-сервиса", вы к работникам предъявляете строгие требования? Кто у вас не может работать?

- Нечистоплотный душой человек, тот, кто приходит на работу отбывать положенное время от зарплаты до зарплаты. По моим убеждениям, если работа доставляет человеку удовольствие, он сможет передать это чувство и другим. Хотел бы отметить моих заместителей - С. В. Балабу, который работает со дня основания фирмы, В. Н. Хорошевскую - опытного, добросовестного работника, пришедшего к нам недавно. У нас сильная команда, людей мы берем только по рекомендациям. В большинстве это повара высшей квалификации, которые, несмотря на круглосуточный график нашей работы, без выходных и праздничных дней, понимают, что расслабляться нельзя ни на минуту, и выкладываются на все - сто процентов.

- А вы сами пробуете то, что они готовят?

- Естественно. Я, наверное, самый строгий судья. Могу оценить сразу, вложена ли душа в приготовление продукта и действительно ли поставщик, у которого мы берем продукцию, держит свою марку.

Кстати, для приготовления блюд мы используем новейшие технологии. Вместо печей для нагрева работают параконвектоматы, которые позволяют приготовить продукт вкусно, сохранив при этом все его полезные качества.

- Олег Николаевич, вам приходится обслуживать и вип-персон, элиту государства. Поделитесь, чем любят себя побаловать эти люди?

- Надо сказать, что сегодня Кубань является настолько инвестиционно привлекательным регионом, что практически ежедневно в аэропорту Краснодара совершают посадку спецрейсы. Представьте, что их пассажиры не заказывают лобстеры или крабов, маринованных в белом вине и фаршированных креветками. За сутки нас извещают о спецрейсах и заказах на них. Как правило, это вареный картофель с укропом, малосольные огурчики, жареная курица, вареники или пирожки домашние с капустой.

- Трудно даже представить, насколько время меняет пристрастия и идеалы. Еще лет двадцать назад, чему мы были свидетелями, нормой питания на борту были яйцо, соленый огурец и кусок колбасы в упаковке, а сегодня это вызывает если не ужас, то смех. Теперь все гораздо сложнее, не так ли?

- Я рад тому, что постепенно у нас в стране и в нашем регионе в частности цивилизованный бизнес завоевывает рынок. На самом деле мне доставляет удовольствие делать дело на совесть вместе с моими сотрудниками и партнерами. Потому что в данном случае все вместе мы стараемся завоевать сердца, и желудки в том числе, наших пассажиров. Значит, работаем не зря....
Авторские права на данный материал принадлежат «Краснодарские известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка