О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Вместо риса — пламенный мотор

ФГУП "Завод им. В. Я. Климова" и Китайский научно-исследовательский институт авиационных силовых установок подписали протокол о намерениях в области производства двигателей для самолетов и вертолетов

ФГУП "Завод им. В. Я. Климова" и Китайский научно-исследовательский институт авиационных силовых установок подписали протокол о намерениях в области производства двигателей для самолетов и вертолетов. Однако интерес Китая к совместному производству авиадвигателя с Россией невысок, и, по мнению специалистов, подписанные документы могут стать ширмой для продажи за бесценок российских технологий. Тем более что такие примеры уже известны.

Протокол о намерениях между ФГУП "Завод им. В. Я. Климова" и Китайским научно-исследовательским институтом авиационных силовых установок (CAPI) был подписан в ходе рабочего визита в Россию представителей китайского НИИ.

В документе, в частности, подчеркивается намерение сторон вместе разрабатывать силовые установки для вертолетов и самолетов.

"Можно только приветствовать любые совместные проекты, построенные на основе разделения рисков,- считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.- Тем более такой проект интересен с Китаем, где экономика быстро растет, а рынок имеет неограниченную емкость". По его мнению, любую программу желательно делать международной, от этого она только выиграет.

Однако подписанные документы могут служить лишь ширмой для продажи китайцам за бесценок российских высокотехнологичных продуктов.

"В настоящее время у китайцев нет интереса делать с нами двигатели,- сообщил "Бизнесу" компетентный источник из оборонно-промышленного комплекса.- Вот у Индии он есть: за их деньги мы делаем для них двигатель АЛ-55 и благодаря этим работам получим и для себя движок в классе 5 т, ликвидировав таким образом зависимость от Украины. А с китайцами я даже представить себе не могу, что "климовцы" могли вместе делать. Все это очень подозрительно".

Продажа Китаю российских технологий за бесценок - явление не новое. В начале 1990-х годов Невское ПКБ продало китайцам полный комплект документации на авианесущий крейсер "Варяг" проекта 11436 всего за $840 тыс. "Сделка стала объектом расследования ФСБ и Счетной палаты, но в конце концов дело тихо спустили на тормозах: видимо, санкцию на продажу давали с самого верха,- сказал источник "Бизнеса".- Лицензия стоила бы сотни миллионов, если не миллиард долларов".

"Если под видом совместных проектов происходит слив наших технологий за копейки, то никакой радости это вызвать не может,- говорит Константин Макиенко.- Очень не хотелось бы, чтобы китайцы за бесценок получили технологию двигателей ВК-2500 или РД-93. Если им необходимы эти двигатели - пусть цивилизованно покупают лицензии, и платят за документацию сотни миллионов долларов".

Представители завода Климова от комментариев отказались. "В соответствии с российско-китайским межправительственным соглашением обе стороны воздерживаются от публичных комментариев по теме военно-технического сотрудничества",- сообщила "Бизнесу" пресс-секретарь корпорации "МиГ" (в ее состав входит завод им. Климова) Елена Федорова....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка