О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Слияние авантюристов и романтиков

1 августа 1997 года было оформлено приобретение компанией Boeing своего конкурента McDonnell-Douglas. Для авиапромышленности эта сделка стала самой значительной за всю историю

1 августа 1997 года было оформлено приобретение компанией Boeing своего конкурента McDonnell-Douglas.

Для авиапромышленности эта сделка стала, пожалуй, самой значительной за всю историю самолетостроения.

Мировая авиация выглядела бы совсем иначе, если бы не острая конкуренция двух компаний. Клубок, связывающий судьбы авиапроизводителей, начал запутываться еще в начале века, когда авиация была еще делом авантюрным и не сулящим прибыли.

Однако и Джеймс Макдоннелл, и Дональд Дуглас, и Уильям Боинг как раз и были авантюристами. Их начальный капитал был заработан на делах сугубо земных, но мечта о небе помогла найти инвесторов и начать собственное дело.

Импульс для развития американской авиации был дан почтовым ведомством страны, нуждавшимся в оперативной доставке корреспонденции. Первый крупный успех пришел к Boeing после того, как компания выиграла конкурс на обеспечение почтовых перевозок, объявленный министерством почт США, став, таким образом, первым в мире авиапочтальоном. После этого успех следовал за успехом, и такое положение дел вскружило голову руководству компании. Создав первый в мире чисто пассажирский самолет с индексом 247, Boeing отказалась поставлять эту революционную модель крупнейшей авиакомпании TWA, чем и создала своего самого главного конкурента McDonnell-Douglas. TWA, остро нуждавшаяся в пассажирском самолете, вложила в компанию Дугласа немало средств на создание замены 247-й машины.

Дуглас справился с заданием на отлично, создав свой знаменитый DC-3, по всем параметрам превосходивший самолет Боинга. С этого момента началось партнерство компаний Дугласа и Макдоннела, закончившееся в 1967 году их слиянием. Новорожденная McDonnell-Douglas сразу стала главным конкурентом Boeing. Между ними шла постоянная борьба, результатом которой становились все новые и новые технологии и все более современные аппараты.

В середине XX века тон в авиапромышленности задавали американские компании - в тройку лидеров кроме McDonnellDouglas и Boeing входила еще Lokheed Martin. Однако наибольший накал страстей наблюдался именно между Boeing и MDC, соперничество которых было так сильно, что тогда возможность их слияния воспринималась бы примерно как если бы у Микки Мауса выросли уши Багса Банни.

Ситуация стала кардинальным образом меняться, когда на рынок пришел новый крупный игрок, притом европейский.

В 1970 году была образована компания Airbus, ставшая результатом сотрудничества французской Aerospatiale и немецкой Deutsche Aerospace. В течение короткого времени конкурентная ситуация изменилась и MDC заняла в новой тройке лидеров последнее место. Сворачивание военных программ еще более подорвало благосостояние компании, и в 1997 году произошло недавно немыслимое поглощение со стороны Boeing. Однако на первых порах никаких позитивных результатов такое объединение не принесло: к осени объемы производства и другие экономические показатели Boeing резко упали, 1998 год компания закончила с убытками впервые за 50 лет, а в 2000 году компанию потрясла 40-дневная забастовка инженеров. Реорганизационный курс, объявленный в 2001 году гендиректором Филом Кондитом, принес поразительно быстрые результаты - возрос объем госзаказов, и компания вновь начала наращивать обороты, закончив 2004 год с чистой прибылью $1,82 млрд против $685 млн в 2003-м.

Начало XXI века в авиации стало временем прагматиков, а не романтиков начала века прошлого....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка