О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Проверка на безопасность

Ровно год назад террористки-смертницы взорвали два пассажирских авиалайнера: Ту-134 и Ту-154. Погибли 90 человек, спастись не удалось никому

Ровно год назад террористки-смертницы взорвали два пассажирских авиалайнера: Ту-134 и Ту-154. Погибли 90 человек, спастись не удалось никому. На тот момент в аэропортах уже работали рамки-металлоискатели. Представители аэропорта Домодедово незадолго до трагедии утверждали, что "пронести незаметно оружие, взрывное устройство или перочинный нож через них невозможно".

Но технических мер оказалось недостаточно, чтобы предотвратить трагедию. И хотя после этих терактов МВД приняло ряд серьезных мер для усиления безопасности авиапассажиров, самыми эффективными остаются другие способы выявления преступников.

Билеты от спекулянта

Ту-134, выполнявший рейс Москва - Волгоград, разбился во вторник 24 августа 2004 года в 22.56 в Тульской области. Его обнаружили практически сразу после падения севернее населенного пункта Бучалки. Все 34 пассажира и 8 членов экипажа, находившихся на борту, погибли. Второй самолет - Ту-154, выполнявший рейс Москва - Сочи, разбился практически одновременно с первым, но был найден лишь через 10 часов после его исчезновения с радаров. Останки лайнера спасатели обнаружили в 8.14 утра в Каменец-Шахтинском районе области, в девяти километрах от поселка Глубокое. На его борту находились 44 человека.

Начальник ЦОС ФСБ России Сергей Игнатченко в этот день заявил, что признаков теракта на местах катастроф самолетов не обнаружено. Большинство официальных лиц, в том числе министр транспорта РФ и глава госкомиссии по расследованию причин авиакатастроф Игорь Левитин, утверждали также, что связи между двумя катастрофами нет. Заявления эти оказались поспешными. Уже через три дня при исследовании обломков самолета Ту-154 технические эксперты ФСБ обнаружили следы взрывчатого вещества. Игнатченко вынужден был признать, что это гексоген и лайнеры разбились в результате терактов.

ФСБ и МВД сразу же начали поиск террористов среди пассажиров. Подозрение в списках погибших вызвали две женщины: С. Джебирханова, летевшая на Ту-154, и А. Нагаева - пассажирка Ту-134. В ходе следствия выяснилось, что уроженки Чечни Джебирханова и Нагаева прилетели в аэропорт Домодедово из Махачкалы с двумя сопровождающими. Сразу после посадки их всех задержали постовые милиционеры и передали их документы капитану ЛОВД аэропорта Михаилу Артамонову, дежурившему в тот день от отдела по борьбе с терроризмом. Артамонов не только не провел должного осмотра, но и отпустил задержанных.

Смертницы купили билеты у спекулянта Армена Арутюняна и начальника дежурной смены авиакомпании "Сибирь" Николая Коренкова. Уроженки Чечни без проблем прошли досмотр, а когда их рейсы до Сочи и Волгограда набрали высоту, произвели самоподрыв. В ходе расследования обвинения были предъявлены Армену Арутюняну, Николаю Коренкову и Михаилу Артамонову. В апреле 2005 года Арутюнян частично признал свою вину, а Коренков заявил, что сомневается в своей виновности. Домодедовский суд Московской области признал их полностью виновными по обвинению в коммерческом подкупе (ст. 204 часть 1 УК РФ) и приговорил обвиняемых к 18 месяцам лишения свободы. В июне 2005 года Домодедовский городской суд вынес обвинительный приговор Артамонову, признав его виновным в "халатности, повлекшей смерть двух и более людей" (ст. 293 ч. 3 УК РФ), и приговорил к 7 годам лишения свободы.

С разрешения властей аэропорта

После трагедии с пассажирскими лайнерами президент Владимир Путин провел экстренное совещание с силовиками. Путин дал поручение правительству "безотлагательно подготовить изменения в законодательные акты с целью передачи функций обеспечения безопасности, включая предполетный досмотр, от администрации аэропортов Министерству внутренних дел".

МВД поручение восприняло, как приказ, и выполнило его безотлагательно. Стали более тщательно проверять багаж, при продаже всех авиабилетов пассажиров обязали предъявлять удостоверения личности, а паспортные данные пассажиров вносились в соответствующий раздел авиабилета. Ранее для приобретения билетов на внутренние рейсы требовались только фамилия и инициалы пассажира, а документ, удостоверяющий личность пассажира, проверялся лишь на регистрации. В залах аэропортов начали дежурить сотрудники спецслужб в гражданской одежде. В мире эта мера безопасности считается одной из самых эффективных.

В апреле 2005 года вступил в силу федеральный закон, согласно которому безопасность на борту внутренних и международных авиарейсов должны обеспечивать милиционеры в штатском. Российские авиакомпании выступили против изменений. По их мнению, присутствие огнестрельного оружия на борту снизит авиационную безопасность, а любой предупредительный выстрел может привести к разгерметизации и разрушению воздушного судна.

В советское время спецслужбы использовали вооруженных сотрудников на борту самолетов, но затем отказались от этой меры из-за негативных последствий. Против вооруженной охраны самолетов в воздухе выступил директор по связям с общественностью авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхал. Для примера он привел трагедию начала 70-х годов, произошедшую на борту самолета Ту-154. Сопровождавший рейс сотрудник достал пистолет, но террорист отреагировал по-своему - взорвал бомбу. Но если сравнить этот фактически единственный трагичный случай с жертвами сотен произошедших за это время на борту авиалайнеров терактов, то такие заявления кажутся странными. Несмотря на свои опасения, авиаперевозчики будут вынуждены подчиниться закону. И может, тогда взрывать будут реже.

Дотошные журналисты не раз пытались проверить эффективность созданной системы безопасности в аэропорту. Например, после теракта корреспондент НТВ Михаил Тукмачев с ведома властей аэропорта "Домодедово" пытался "пронести" муляж взрывного устройства. И это ему удалось без труда. Портфель с "бомбой" успешно преодолел пост милиционеров на входе в здание, прошел через детекторы контроля личных вещей и отправился в багажное отделение.

Корреспондент газеты "Кубанские ведомости" Галина Симкина переоделась в шахидку и направилась в аэропорт Краснодара. В аэропорту Симкину задержали сразу после прохождения контрольно-пропускного пункта, отвели в отделение милиции и провели допрос по всем правилам. Как выяснилось, Симкину "сдал" подвозивший ее таксист, еще раз подтвердив тот факт, что самым важным условием эффективности в борьбе с террористами является бдительность граждан....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка