О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Год без терактов

С момента взрыва самолетов Ту-154 и Ту-134 прошел год. "Газета.Ru" выяснила, что за это время сделали правоохранительные органы, расследующие эти теракты

Ровно год назад, 24 августа 2004 года, террористы взорвали два пассажирских самолета. В Ту-154 и Ту-134 (рейсы Москва - Сочи и Москва - Волгоград) погибли в общей сложности 90 человек, в том числе и сами смертницы. "Газета.Ru" решила подвести итоги годового расследования этой трагедии.

За прошедший год следователям удалось установить паспортные данные террористок, узнать, как они попали с бомбами на самолет, и выяснить, что взрывы стали лишь первыми звеньями в целой цепи осенних терактов, в том числе взрывом у станции метро "Рижская" и захватом школы №1 в Беслане.

По версии Генпрокуратуры, взрывы на самолетах Ту-154 и Ту-134 совершили уроженки Чечни Аманат (Аманта) Нагаева и Сацита Джебирханова. Однако экспертиза до сих пор так и не установила точные личности погибших террористок, и сомнения в том, что самолеты взорвали именно Нагаева и Джебирханова, остаются до сих пор. Во всяком случае, в Генпрокуратуре России "Газете.Ru" сообщили, что никаких новых данных в деле пока не появлялось и обнародовать результаты генетической экспертизы предполагаемых смертниц они пока не собираются. А, напомним, в докладе госкомиссии по расследованию терактов, которую возглавлял генпрокурор России Владимир Устинов, фигурирует лишь фраза, что теракты совершили "женщины с паспортами на имя Сациты Джебирхановой и Аманат Нагаевой". Видимо, поэтому в различных СМИ периодически появляется информация, что эти чеченки живы или что их документы были украдены террористами. Других фамилий, однако, сотрудники Генпрокуратуры не называют, а версии, появляющиеся в прессе, не комментируют.

Двух сообщников террористок, передавших им взрывчатку и давших инструкции в здании аэропорта "Домодедово", найти так и не удалось.

Спустя несколько месяцев после совершения терактов были задержаны три человека, имеющие косвенное отношение к терактам в самолетах. Сотрудник ЛОВД "Домодедово" капитан милиции Михаил Артамонов был осужден в июне 2005 года Домодедовским городским судом по ст. 293 ч.3 УК РФ (халатность), причем судья вынес ему максимально возможный срок, даже больший, чем требовал гособвинитель - 7 лет тюрьмы (прокуратура просила для него 6 лет лишения свободы). По данным Генпрокуратуры, Артамонов недостаточно хорошо провел осмотр Джебирхановой и Нагаевой в здании аэропорта. Впрочем, коллеги осужденного говорят, что никакой взрывчатки у чеченок тогда не было и в базах данных они никак не фигурировали. Поводов для их задержания якобы не было, а Артамонова просто сделали "крайним".

Кроме него на скамье подсудимых оказался 35-летний спекулянт билетами Армен Арутюнян. В апреле текущего года Домодедовский суд приговорил его к полутора годам лишения свободы за то, что он помог террористкам беспрепятственно пройти со взрывчаткой на самолеты, получив за услуги 5 тыс. рублей. К такому же тюремному сроку был приговорен сотрудник службы безопасности авиакомпании "Сибирь" 23-летний Николай Коренков, который за 1 тыс. рублей пустил на самолет, летевший в Сочи, Сациту Джебирханову.

Организаторами терактов следствие считает членов карачаевского джамаата "Мусульманское общество №3", которое возглавляет выходец из Карачаево-Черкесии Ачемез Гочияев.

Его имя впервые прозвучало еще в 1999 году как одного из организаторов взрывов в Москве жилых домов на улице Гурьянова и Каширском шоссе. Он так и не пойман.

По мнению Генпрокуратуры, организаторы спланировали несколько взрывов одновременно. Незадолго до теракта на самолетах по дороге, ведущей в аэропорт, была взорвана бомба на автобусной остановке на Каширском шоссе. Там никто не погиб, ранения получили 7 человек. Как считают следователи, это был отвлекающий маневр террористов, чтобы создать суматоху и отвлечь силы правоохранительных органов перед взрывами самолетов (правда, террористы просчитались: вначале милиционеры и спецслужбы даже не поняли, что это теракт, во всяком случае, в тот день они это отрицали; да и суматохи никакой не возникло).

Это дело до сих пор тоже не раскрыто. У следствия есть лишь фотороботы предполагаемых террористов.

Затем были взорваны самолеты.

Еще через несколько дней, 31 августа, в Москве произошел теракт у станции метро "Рижская", когда погибли 10 человек, в том числе террористка-смертница и ее сообщник. Первоначально сообщалось, что бомбу у входа в вестибюль взорвала Роза Нагаева - сестра Аманат Нагаевой. Вскоре, правда, прокуратура Москвы эту версию опровергла. Однако определить личность террористки до сих пор так и не смогла. Зато выяснила, что вместе с ней случайно взорвался ее сообщник - организатор этого теракта 37-летний Николай Кипкеев, дважды судимый член карачаевского джамаата, причастный также к взрывам на автобусных остановках в Воронеже.

Вскоре в Воронеже следователи вышли на некоего Максима Панарьина, с которым Кипкеев общался по мобильному телефону. Оказалось, что Панарьин был одним из активистов карачаевского джамаата. Его задержали 8 мая текущего года в Северном районе Воронежа. По данным следствия, в период с 1999 по 2002 год Панарьин принимал участие в боевых действиях в Чечне. В 2003 году по фальшивым документам он легализовался на территории России, чтобы провести ряд терактов. В конце 2003 года боевик прибыл в Воронеж, где совместно с другим членом карачаевского джамаата осуществил три взрыва. Кроме того, Панарьин сообщил, что организовывал теракт у "Рижской" в Москве вместе с Николаем Кипкеевым и причастен к взрыву в метро между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" 6 февраля 2004 года.

Дела о взрыве у станции метро "Рижская" и на остановках в Воронежа были объединены в одно и расследуются теперь Генпрокуратурой.

Следы августовских взрывов на самолете уходят не только в Воронеж. По мнению следователей, все та же террористическая группа организовала и захват заложников 1 сентября в бесланской школе №1. В апреле текущего года заместитель генпрокурора России Николай Шепель сообщил, что согласно результатам судмедэкспертизы, среди террористов, захвативших школу в Беслане 1 сентября, были 27-летняя уроженка села Киров-Юрт Веденского района Чечни Роза Нагаева (сестра взорвавшей самолет Аманат Нагаевой) и уроженка селения Майр-Туб Шалинского района Майрам (Марьям) Табурова (ее имя также звучало сразу после августовских терактов на транспорте). Он еще раз напомнил, что все осенние теракты были совершены одной террористической группой.

Рядовые члены этой группы в основном либо погибли, унеся с собой жизни десятков мирных граждан, либо задержаны (как, например, Максим Панарьин и Нурпаша Кулаев, суд над которым проходит в Северной Осетии). И после захвата школы в Беслане, с которого прошел почти год, громких терактов не было. Однако главные террористы, Ачимез Гочияев и Шамиль Басаев, взявший на себя ответственность за все перечисленные выше теракты, - по-прежнему на свободе.Остается лишь ждать, когда на место погибших смертников придут новые.

Как взрывали самолеты

По данным следствия, молодые женщины с паспортами на имя Сациты Джебирхановой и Аманат Нагаевой прилетели в аэропорт "Домодедово" 24 августа рейсом № 884 из Махачкалы. В здании аэропорта чеченок заметили сотрудники милиции и, посчитав их поведение подозрительным, отправили в комнату милиции аэропорта. Там их документы проверил капитан милиции Михаил Артамонов. Джебирханова и Нагаева не вызвали у него никаких подозрений, и он их отпустил. Затем 35-летний Армен Арутюнян помог купить террористкам билеты на самолеты, а сотрудник службы безопасности авиакомпании "Сибирь" 23-летний Николай Коренков за 5 тыс. рублей помог пройти на борт.

Сацита Джебирханова летела рейсом Москва - Сочи на самолете Ту-154 авиакомпании "Сибирь", вылет которого произошел в 21.25. Ее подруга вылетела самолетом Ту-134 авиакомпании "Волга-Авиаэкспресс" по маршруту Москва - Волгоград в 22.20. По предположению следователей, террористки собрали бомбы уже на борту самолета, в туалетах. Предполагается, что они взорвали пояса шахидов, начиненные гексогеновой смесью. Мощность взрывных устройств могла быть небольшой - около 400 граммов в тротиловом эквиваленте. В момент взрыва самолет Ту-154 был на высоте 12,1 тыс. м, а Ту-134 - 8,1 тыс. м. Взрывы произошли практически одновременно (в 22.53 мск с разницей в 9 секунд). Ту-154, на борту которого были 46 пассажиров и членов экипажа, упал в Ростовской области, а Ту-134 с 44-мя пассажирами и членами экипажа, разбился в Тульской области.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка