О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Украинские предприятия в Жуковском

МАКС всегда является своеобразным тестом для украинской промышленности. Проверяется не только правильность избранных направлений, авиашоу замеряет "температуру" общения руководства двух стран

Российский авиасалон МАКС-2005 всегда является своеобразным тестом для украинской промышленности. В действии проверяется не только правильность избранных направлений, авиашоу замеряет "температуру" общения руководства двух стран, и не только на высшем уровне. Предыдущий МАКС (в 2003 г.), как и нынешний, был особо показательным в отношении к украинским проектам в авиастроении: обвальную критику заменила вежливая холодность. Если два года назад с Ан-70 был связан не один информационный повод (само участие самолета долго находилось под вопросом из-за нежелания допускать российско-украинский самолет к полетам, да и на авиасалон в общем), то теперь гражданский проект Ан-148 не то что не упоминался, но, на первый взгляд, просто терялся в атмосфере пиара RRJ.

"Политическая температура" отношений российского и украинского руководства стала приближаться к нулю. Само по себе это не здорово, но экономическая заинтересованность к взаимовыгодному сотрудничеству дает слабую надежду, что диалоги и разумные отношения все-таки дело будущего. Так что салон МАКС-2005 только продолжил интеграционные традиции между российскими и украинскими авиастроительными предприятиями. А теперь к ним может добавиться и военно-техническая сфера. Примечательно, что упорные интеграционные процессы, которые традиционно строятся по схеме "через тернии - к звездам", действительно имеют под собой реальную основу, чего пока что не хочет замечать ни украинское руководство (в своем большинстве), ни российское.

"Скромный" триумф "Антонова"

Представление нового пассажирского самолета Ан-148 разработки АНТК им. Антонова стало первым международным дебютом машины. В России, рынок которой пока что является основным для нового продукта, самолет участвовал и в полетах, и в статической экспозиции. Заключенные в ходе МАКС как твердые контракты, так и предконтрактные соглашения дают повод для сдержанного оптимизма. Рынку предлагается готовый продукт: в марте следующего года планируется завершение сертификации самолета. По словам председателя регистра МАК Анатолия Круглова, он уверен в успешном завершении программы испытаний, поскольку наиболее сложная часть полетов в условиях естественного обледенения, низких и высоких температур, а также высокогорья уже выполнена.

В ходе авиасалона был подписан ряд соглашений по поставкам самолетов Ан-148 в российские авиакомпании. В частности, "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) подписала с авиакомпанией "Пулковские авиалинии" соглашение о поставке 18 самолетов, из них 8 Ан-148 составляют твердый заказ и 10 - опцион. Кроме того, предварительное соглашение о поставке 20 самолетов было подписано между ИФК и авиакомпанией "Полет" и на 10 самолетов с компанией "Волга-Днепр", каждая авиакомпания получит по пять самолетов в грузовом варианте Ан-148Т.

В целом этот год стал точкой отсчета продаж антоновских самолетов на российском рынке. Из рекламного проекта в действительность наконец-то вышла программа организации сборки региональных Ан-140 на самарском "Авиакоре". Во время авиасалона с авиакомпанией "Якутия" был подписан договор о поставке трех Ан-140 российской сборки. Первый Ан-140 в раскраске "Якутии" был представлен 12 августа в Самаре.

Наконец во время авиасалона было объявлено о начале работ над проектом по восстановлению производства модернизированных Ан-124 в Ульяновске. Стартовый заказ на десять самолетов Ан-124-100М-150 разместили на "Авиастаре" российские авиакомпании "Полет" и "Волга-Днепр", по пять машин для каждой. Первый самолет Ан-124-100М-150, произведенный на "Авиастаре", авиакомпания "Волга-Днепр" планирует получить в 2008 году. Как сообщил автору технический директор авиакомпании "Волга-Днепр" Виктор Толмачев, несмотря на высокую капиталоемкость самого проекта, восстановление производства модификаций самолета "Руслан" "трудно, но выполнимо".

Интеграционные настроения не чужды и украинским двигателестроителям, которые предлагают двигатель Д-436ТХ для нового российского самолета МС-21 - совместного проекта "Яковлева" и "Ильюшина". Первый заместитель генконструктора ЗМКБ "Прогресс" Игорь Кравченко считает, что развитие характеристик авиадвигателя Д-436 позволит в будущем опередить иностранные разработки двигателей подобного класса. К тому же выбор двигателя, который производится как на ОАО "Мотор Сич", так и на московском "Салюте", позволит существенно снизить технические и финансовые риски проекта по сравнению с разработкой нового двигателя. "Мы не являемся конкурентами "Пермским моторам", которые также ведут разработку двигателя ПС-12 с перспективой установки на МС-21, однако наш мотор уже существует, а его модификацию можно будет сертифицировать в течение пяти лет", - отметил Кравченко. Таким образом, участие украинских предприятий совместно с российскими в проекте МС-21 позволит не только сохранить интеллектуальный и технический потенциал в России, но и получить в конечном итоге двигатель пятого поколения путем развития существующих технологий и улучшения характеристик двигателя Д-436.

Спрос на этот двигатель подтверждает и гендиректор ОАО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. Предприятие планирует производство 30 двигателей Д-436 в 2006 г. По его словам, концепция двигателя оправдала себя, об этом свидетельствует востребованность мотора - модификация Д-436 устанавливается на самолетах Ту-334, Бе-200, Ан-148. К тому же до 2016 г. двигатель соответствует требованиям ИКАО.

Пожалуй, в настоящее время можно говорить и о разрешении длительных препирательств между украинскими двигателе- и авиастроителями и российским заказчиком по поводу соответствия (несоответствия) характеристик и требований к двигателю Д-27 военно-транспортного самолета Ан-70. Как сообщил "ВПК" Кравченко, подписан акт государственных испытаний двигателя по газодинамической устойчивости. Замечания по двигателю, которые высказывались ранее, в настоящее время полностью устранены, Ан-70 выполнил контрольные полеты, подтвердившие это. По мнению Кравченко, проект создания нового военно-транспортного самолета Ан-70 в настоящее время реализуется успешно, альтернативы ему на рынке нет, хотя определенные силы не заинтересованы в его успешном завершении. В то же время он высказал уверенность, что как руководители России и Украины, так и представители промышленности двух стран найдут общий язык, что будет способствовать проекту. Его привлекательность заключается в том, что страны сохраняют и развивают свои технологии, создают интеллектуальный продукт.

Шаги к объединению

Ничто так не способствует укреплению взаимоотношений, как совместные проекты. Помимо авиастроения, нынешний МАКС стал и местом первых шагов по интеграции Украины и России в военно-технической сфере. На авиасалоне ОАО "Оборонительные системы" и госпредприятие "Укроборонсервис" подписали протокол по созданию на территории Украины совместного предприятия. В ОАО "Оборонительные системы", центральной компании МФПГ "Оборонительные системы", в настоящее время одним из ключевых проектов финансово-промышленной группы, включающей в себя российские и белорусские предприятия, является проект зенитного ракетного комплекса "Печора-2М". А дочерняя компания ГК "Укрспецэкспорт" - "Укроборонсервис" - давно заявила о заинтересованности участия в проекте. К тому же, одним из основных направлений деятельности "Укроборонсервиса" является работа по поставкам техники ПВО и ВВС, в том числе и для украинской армии. Действующий в форме СП сервисный центр, согласно подписанному протоколу, будет специализироваться на сервисном обслуживании и модернизации советского вооружения и военной техники ВВС и ПВО. На сегодня определяются вопросы, связанные с участием в СП российской стороны.

Кроме того, Украина подтвердила свое намерение войти в состав МФПГ "Оборонительные системы". Само решение - уже показатель заинтересованности в совместной работе по целому ряду направлений в сфере техники ВВС и ПВО. А его реализация действительно может стать реальным наполнением уже существующих соглашений между украинскими и российскими госпосредниками по работе на рынках третьих стран. Таким образом, украинские предприятия ОПК получат заказы по работам как для украинских ВС, так и для иностранных заказчиков, что до сих пор было не совсем возможно ввиду отсутствия на Украине разработчиков, в частности, по технике ПВО. С появлением совместной структуры все "тонкие" вопросы решать будет проще, в этом заинтересована не только украинская, но и российская сторона.

О взаимной заинтересованности предприятий двух стран свидетельствуют и другие соглашения, подписанные в ходе МАКСа. В частности, АНТК им. Антонова подписал соглашения об открытии сразу двух российских филиалов КБ - в Ульяновске и Воронеже. Ульяновский филиал, открытый на заводе "Авиастар", существенно облегчит работы по конструкторскому сопровождению модернизированных "Русланов" в ходе восстановления производства модификации самолетов Ан-124. Кроме того, филиал разработчика "Анов" будет создан и на ВАСО для упрощения подготовки и производства нового регионального пассажирского самолета Ан-148 в России. Работа филиалов разработчика современных самолетов на российских предприятиях позволит оперативно решать вопросы, связанные с производством самолетов, а значит, ускорит их появление в авиакомпаниях. Многие из потенциальных заказчиков откровенно говорят, что самолет такого класса нужен уже сегодня, а лучше "вчера".

Объединительные процессы связаны не только с сиюминутными экономическими интересами. Как Украине, так иногда и России трудно перекроить в свою пользу систему распределения труда в других государствах. Если отставить иллюзии о прорыве на Запад, нужно честно признаться, что иностранные компании вряд ли поддержат развитие чужих технологий, пока они не станут их собственными. Сейчас как украинским, так и российским предприятиям (особенно в авиастроении) просто некуда деваться друг без друга. Современные технологии, как и интеллектуальные высокотехнологичные продукты самостоятельно всегда создавать трудно, а вместе - гораздо дешевле.

Правда, в данном случае такое расхожее выражение, как политическая (государственная) воля, действительно должно наполняться хоть каким-нибудь смыслом. Другие государства направляют волю на свои производства и технологии, что вполне оправданно, пока бывшие республики СССР меряются статусами....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка