О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Праздник красивых самолетов

В Москве состоялся седьмой международный авиасалон МАКС-2005. Это событие и для нас, поскольку украинские авиастроители, как водится, приняли в нем активное участие

В Москве состоялся седьмой международный авиасалон МАКС-2005. Это событие и для нас, поскольку украинские авиастроители, как водится, приняли в нем активное участие. Правда, представлена Украина на МАКС-2005 была лишь одним самолетом - новеньким Ан-148. Зато интерес к нему оказался немалым: даже король Иордании Абдулла Второй, которого вели к совершенно другим самолетам, свернул, несмотря на протесты свиты, к украинской машине просто потому, что она ему понравилась внешне...

Конечно, для кого-то авиасалон - это "базар", место, где ведутся переговоры и заключаются контракты века. Для большинства же людей, неравнодушных к небу, это яркий праздник красивых самолетов и запоминающихся полетов. Ан-148 вписался в красочное действо по всем параметрам.

Украину на МАКСе приняли хорошо, но не без проблем. Первый день работы авиасалона ознаменовался визитом В.Путина (которого, как известно, увезли оттуда на бомбардировщике к Северному Ледовитому океану). Для ВВП была подготовлена специальная "президентская линейка" - наиболее перспективные самолеты, на которые нужно было обратить его внимание. Конечно, у организаторов выставки появилось много возможностей для лоббирования: показать ВВП "нужные" самолеты или их конкурентов тоже. Так вот, Ан-148 российскому президенту не показали. Конкурентов, правда, тоже - ввиду отсутствия таковых.

Зато в линейке присутствовал Ан-124 компании "Волга-Днепр". Возобновление производства этих самолетов рассматривается в России и Украине как один из важных стратегических проектов, и на авиасалоне было подписано соглашение между авиакомпанией и Внешэкономбанком о совместной его реализации. В проекте стоимостью 400 млн. долл. будут принимать участие и украинские предприятия - АНТК им. Антонова и завод "Авиант".

Из украинских самолетов на задворках экспозиции присутствовал еще Ан-140, недавно купленный авиакомпанией "Якутия" у харьковского авиазавода.

Зато Ан-148 был показан Путину в воздухе. Во второй день салона именно эта машина открывала программу показательных полетов. Летала она красиво. Тихо (а сравнить было с чем - рева двигателей на салоне хватало) и грациозно.

С полетом Ан-148 "попали" наши телевизионщики, которые, чтобы запечатлеть это историческое событие, вылетели из Киева "антоновским" чартером на рассвете. Но отличились пограничники и таможенники - сначала наши (ну, гостомельских можно понять - они, видимо, просто вовремя не проснулись), а потом и российские (50 минут после приземления делегация не могла покинуть самолет, еще часа два длился паспортный контроль)… В результате к моменту взлета украинского экспоната телегруппа не успела даже войти на территорию выставочного комплекса. И вынуждена была снимать пируэты гордости отечественного авиастроения с дальних подступов.

Об интересе к украинскому самолету можно было судить по тому, что возле места его стоянки в общей линейке не рассасывалась толпа людей в галстуках. Это сильно контрастировало с ситуацией у соседей. Как раз напротив "антоновцев" расположилась одна из изюминок салона - американский самолет-заправщик КС-135, а также истребители F-15, F-16 и Mirage-2000. Однако к ним подходили в основном любопытствующие туристы, которые безуспешно пытались сфотографироваться с гордыми девушками в американской летной форме.

А "антоновским" протокольным работникам и охранникам присутствовавшего на авиасалоне госсекретаря Александра Зинченко пришлось туго. К самолету постоянно подходили различные важные персоны - то король Иордании, то главный управляющий Embraer Маврисио Ботело… Одна незапланированная встреча следовала за другой, и приходилось организовывать все на ходу.

Было подписано несколько интересных контрактов. "Красноярские Авиалинии" купили Ан-148 в VIP-варианте (в дополнение к тем 15 машинам, которые уже собираются для компании). "Полет" заключил рамочное соглашение о закупке 15 машин плюс пять грузовых, "Пулковские Авиалинии" - восьми самолетов (плюс пять в перспективе). Все эти соглашения будут выполняться совместно с лизинговой компанией "Ильюшин-Финанс", которая планирует продавать до 30 украинских самолетов в год.

Причину такого интереса к украинской машине наиболее кратко выразил президент "Красноярских Авиалиний" Борис Абрамович: "Этот самолет уже летает, летает хорошо и может приносить прибыль уже сейчас. Тогда как его конкуренты пока находятся на бумаге".

К этому нужно добавить и относительную дешевизну Ан-148. Сами "антоновцы" первоначально планировали продавать его по 20-25 млн. долл., тогда как Абрамович проговорился, что намерен покупать Аны для своей компании по 17-18 млн. долл. Впрочем, возможно, ему просто сделали оптовую скидку...

Яркую оценку самолету дал генеральный директор Воронежского авиазавода (предприятие - второй серийный завод, который будет его производить) Вячеслав Саликов: "Это - самый красивый самолет, и мне приятно, что мы будем его выпускать".

Конкуренты тоже не дремали. В ходе выставки были заключены контракты на будущую продажу десяти "находящихся на бумаге" самолетов RRJ. А король Иордании купил два Ил-76МФ - транспортных самолета, принятых на вооружение российских ВВС вместо перспективного Ан-70.

Рассказывая о МАКСе, нельзя не упомянуть о том, зачем его посещают десятки тысяч людей в день: показательные полеты пилотажных групп. Впрочем, рассказывать об этом бесполезно; даже фотографии не передадут и десятой части впечатлений. Российские истребители с управляемым вектором тяги Су-30МК и МиГ-29М ОВТ творили чудеса воздушного балета. "Колокола", "кобры" и другие фигуры высшего пилотажа, названия которым еще предстоит придумать - повороты почти на месте, кувырки через хвост…

Групповой пилотаж демонстрировали российские "Стрижи" и итальянские Frecce Tricolori. Крутил пилотаж и Mirage-2000, правда, после МиГов и Су его программа не несла ничего нового. Зато публику поразил итальянский G-222: здоровенный транспортный самолет крутил "бочки" и "мертвые петли" не хуже истребителя. Американские пилоты смотрели на все это с земли, но в небо подниматься не спешили…...
Авторские права на данный материал принадлежат «Зеркало Недели». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка