О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

МАКС оценили в четверть Ле Бурже

Авиакосмические выставки в Жуковском эксперты решили оценить как бизнес. Компания "2К Аудит - Деловые консультации" оценила бизнес МАКСа в 20-25 млн долл.

Авиакосмические выставки в Жуковском, ставшие уже традиционными, эксперты решили оценить как бизнес. Главный управляющий партнер компании "2К Аудит - Деловые консультации" Иван Андриевский сказал RBC daily, что бизнес МАКСа стоит 20-25 млн долл., что приблизительно в 4 раза меньше цены бизнеса Ле Бурже. Но в отличие от своего французского конкурента, бизнес МАКСа активно растет: с 1999 по 2005 гг. выручка авиасалона возросла в 5 раз, а прибыль - в 8 раз. Участники авиарынка сходятся во мнении, что с каждым годом МАКС все больше превращается из шоу в очень прибыльный бизнес, но считают, что оценка "2К Аудит - Деловые консультации" чересчур оптимистична.

Первый авиационный салон МАКС прошел в 1992 г., когда на аэродроме Летно-исследовательского института им. М. М. Громова 203 российских и зарубежных предприятия представили 114 летательных аппарата. В 2005 г. в Международном авиакосмическом салоне участвовали 34 иностранных компании, которые представили 654 экспонатов и около 200 летательных аппаратов. Общий объем заключенных там договоров превысил 1 млрд долл.

По словам Ивана Андриевского, главного управляющего партнера компании "2К Аудит - Деловые консультации", стоимость бизнеса московского авиасалона состоит из нескольких составляющих. Первая из них - способность генерировать выручку от продажи своих услуг. "Если оценивать балансовые данные с 1999 по 2003 гг., то выручка от продаж и активы ОАО "Авиасалон" выросли в 4 раза, - рассказал он RBC daily. - Валовая прибыль возросла в 4,3 раза. Можно прогнозировать, что в 2005 г. балансовая прибыль общества вырастет в 8 раз по отношению к 1999 г.". Один из аналитиков, пожелавший остаться неназванным, сказал RBC daily, что выручка авиасалона в 1999 г. равнялась 60 млн руб., а в 2003 г. составляла уже более 240,6 млн руб. (около 8 млн долл.). В 5 раз в 2003 г. по сравнению с 1999 г. выросла прибыль до налогообложения. "По грубым оценкам, - говорит Иван Андриевский - в 2005 г. МАКС только на входных билетах заработал порядка 6,8 млн долл. Бизнес авиасалона в этом году вырос в несколько раз".

Вторым важным фактором, влияющим на цену бизнеса, является стоимость знака обслуживания. "В данном случае это "МАКС", - говорит Иван Андриевский. - Но не стоит путать это с термином "бренд". В законодательстве нет такого понятия. У нас есть понятия "торговая марка", "знак обслуживания" или "промышленный образец". Это не торговая марка, так как не на одном самолете не было написано слово "МАКС", но под этим знаком предоставлялись услуги по организации выставочной деятельности, значит, наиболее вероятно, что это знак обслуживания. Знак "МАКС" получил серьезный международный резонанс и признание и, соответственно, имеет известность и существенную стоимость".

Кроме того, авиасалон располагает и оперирует значительными основными средствами. "На территории ЛИИ созданы семь современных выставочных павильонов общей площадью 14 тыс. кв. м, четыре блока шале площадью 2400 кв. м, проложены инженерные коммуникации, построены электроподстанции, подъездные дороги, автостоянки, комплекс имеет 30 тыс. кв. м выставочных площадей в павильонах и 160 под открытым небом, и все это базируется на крупнейшем в Европе аэродроме Летно-исследовательского института - продолжает г-н Андриевский. - Это имущество, возможно, и не находится в собственности МАКСа, но на время проведения авиасалона оно используется. Здесь мы видим способность бизнеса оперировать крупными объектами недвижимости".

В соответствии с прайс-листом Международного авиационно-космического салона (имеется в распоряжении RBC daily), аренда двухэтажного шале (160 кв. м) на весь период работы салона обошлась компаниям-участникам в 48 тыс. у. е., аренда шале площадью 80 кв. м - 33 тыс. у. е. По словам участников выставки, примерно столько же у них уходило на оборудование снятой площади. Стоимость аренды одного квадратного метра необорудованной площади в павильоне колебалась от 150 до 260 у. е. Открытая площадь для демонстрации экспонатов стоила 72 у. е. за метр. Стоянка для самолета обошлась участникам в среднем в 500 у. е. (максимально - 1000 у. е.). Поднять в воздух один самолет в зависимости от дня выставки и марки аппарата стоило от 3 до 10 тыс. долл. Его заправка обходилась еще во столько же. Плата бралась даже за такие "экзотические" услуги, как вода в мойке, которая стоила 220 у. е. Условная единица была приравнена к 28 российским рублям. В итоге стоимость участия в МАКСе крупным компаниям обошлось приблизительно в один миллион долларов.

Стоимость бизнеса авиасалона может оцениваться и количеством контрактов, которые были заключены на авиасалоне. "Нельзя сказать, что авиасалон является причиной заключения контракта, - говорит г-н Андриевский. - Его правильнее рассматривать как торговую площадку, обеспечивающую окончательное заключение контракта. Это генеральная публичная демонстрация самолета или военной техники и последующее торжественное подписание контрактов. Например, с Индией контракт на сумму 1 млрд долл. был заключен в присутствии Владимира Путина". По словам эксперта, когда сумма контрактов, заключенных на МАКСе, вырастет до 3 млрд долл., а количество зарубежных участников превысит 50, только тогда авиасалон сможет тягаться с французским Ле Бурже. "Если бы 100% акций "Авиасалона" продавались сейчас, то за них можно было бы попросить порядка 20-25 млн долл., - полагает Иван Андриевский. - Это примерно четверть стоимости бизнеса авиасалона в Ле Бурже".

Но с оценкой "2К Аудит - Деловые консультации" не согласен председатель совета директоров группы компаний "Каскол" Сергей Недорослев. Он уверен, что оценивать можно лишь то, на что есть реальный и конкретный покупатель. "Это не совсем корректная оценка, - сказал RBC daily г-н Недорослев. - Бизнес имеет реальную стоимость, когда у него есть покупатели. Он должен приносить прибыль круглогодично. Для этого нужно вложить много денег не только в инфраструктуру самой выставки, но и в транспортную инфраструктуру, чтобы обеспечить должный сервис как участникам авиасалона, так и его посетителям. Серьезный вопрос - как поддерживать приток средств постоянно на должном уровне, ведь выставка длится всего неделю раз в два года. Например, в Ле Бурже большую часть доходов приносят услуги аэропорта, круглогодично принимающего деловую авиацию. Поэтому, как мне кажется, сегодня сложно дать какие-либо оценки МАКСа как бизнеса".

Аналитик ИГ "АТОН" Татьяна Капустина полагает, что оценка "2К Аудит - Деловые консультации" завышена. "В этом году выручка МАКСа составит 13 млн долл., - сказала она RBC daily, - Стоимость марки вряд ли превысит обороты от ее использования. При этом сложно сказать - продолжит ли свой динамичный рост бизнес московского авиасалона в будущем". Но глава российского представительства компании Airbus Сергей Ермолаев считает, что у МАКСа все впереди. "Нам как производителю интересны многие авиасалоны, - сказал он RBC daily. - Приятно отметить, что в последнее время МАКС начал позиционировать себя в качестве площадки для заключения контрактов и соглашений, что в дальнейшем усилит его международные позиции"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка