О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Бюджет не выдержит двоих

Вертолетная экспозиция МАКС-2005 (летная и стационарная) была построена таким образом, что невольно возвращала к нашему "извечному" вопросу: так Ми-28Н или Ка-50/52?

При входе на МАКС-2005 первый вертолет, который вас встречал, - новый Ми-28Н с бортовым номером "24". Это второй опытный прототип перспективного ударного вертолета, построенный на "Роствертоле". Вертолетная экспозиция (летная и стационарная) была построена таким образом, что невольно возвращала к нашему "извечному" вопросу: так Ми-28Н или Ка-50/52?

В последнее время ситуация в соперничестве боевых вертолетов изменилась от открытого противостояния и неприятия двух наших фирм - разработчиков винтокрылов к политике мирного сосуществования: "Российской армии нужны оба". И никого не удивляет, что ни в одной из армий мира, в том числе и самой богатой, нет двух одинаковых по классу тяжелых ударных вертолетов. Более того, армия США нашла в себе силы отказаться от "перспективного проекта" - RAH-66 Comanche, продолжить модернизацию тяжелых АН-64 Apache и одновременно заказать 368 новых легких разведывательно-ударных вертолетов ARH (на базе однодвигательного гражданского легкого вертолета Bell407).

Один из доводов сторонников двух ударных вертолетов - огромные средства, вложенные в разработку и подготовку производства. Хотелось бы напомнить уважаемым оппонентам, что расходы на эксплуатацию летательного аппарата на порядок больше расходов на разработку и производство. И эти расходы нужно еще увеличить вдвое. За эксплуатацию двух типов мы должны будем заплатить гораздо больше, чем израсходовали. Почему наш налогоплательщик должен оплачивать чьи-то просчеты и нерешительность?

Вложение бюджетных средств в вертолетные программы требует более серьезного отношения и широкого подхода, чем только выбор между "Черной Акулой"/"Аллигатором" и "Ночным охотником". Необходима специальная государственная программа по унификации всего нашего вертолетного хозяйства, которая должна быть нацелена на кардинальное сокращение типов используемых вертолетов не только в Вооруженных силах, но и в других государственных ведомствах. Наглядный пример: МЧС - малюсенький парк уже насчитывает несколько типов вертолетов, и число их продолжает расти (ВО105, ВК117, Ка-226, Ка-32, Ми-8, Ми-26, не считая различных модификаций). О какой рациональности использования средств может идти речь!

Вернемся к боевым вертолетам. Для принятия или неприятия на вооружение нужны реальные войсковые испытания, в которых оценку должны давать эксперты-эксплуатанты. У нас же "каждый кулик свое болото хвалит". Ведь до чего доходит - работа боевой группы Ка-50 в Чечне заинтересованными сторонами оценивается прямо противоположно, даже мнения двух командующих, бывшего (АСВ) и нынешнего (ВВС), существенно различаются. Как такое может быть?

Существует достаточно эффективный набор критериев (коэффициенты боеготовности, исправности, наработка на отказ, на происшествие, удельная трудоемкость ТО и Р, удельная стоимость и другие), который позволяет однозначно определить эксплуатационное совершенство любого летательного аппарата и сравнить.

В конце прошлого века в нашем боевом вертолетостроении сложилась патовая ситуация, когда бросить жалко, а тянуть дальше невозможно. И казалось, наконец-то решение принято и озвучено. Однако решение принять недостаточно, нужно его еще и реализовать, по-нашему - протолкнуть.

Каково реальное состояние Ми-28Н? К сожалению, состояние программы не радует. Несмотря на громкие заявления о принятии (и даже поступлении) на вооружение, государственные испытания не завершены. Еще нет даже предварительного заключения. Из двух опытных прототипов один используется в качестве наземного стенда, а второй, который налетал около 100 часов и прошел стрельбы, всего лишь летающая платформа с вооружением. Реальный боевой комплекс, о котором говорят как о перспективном ударном всепогодном вертолете, еще даже не приступал к испытаниям. Да и с ресурсами в 300 часов мы лишь в самом начале пути. Положение программы сложное. О чем можно говорить, если в качестве наземного испытательного стенда для главного редуктора используется летный прототип.

В настоящее время собираются три уже серийных вертолета (первый из них сойдет со стапелей завода в октябре, второй - в ноябре, а третий - запланирован на первый квартал 2006 года), которые включатся в программу испытаний. В 2006 году государственные испытания будут продолжены. А когда же испытания в войсках? Такими темпами первое боеспособное подразделение, оснащенное новыми вертолетами, современным оборудованием и подготовленным персоналом, мы получим не ранее 2008 года. Ввод в эксплуатацию всех 300 машин может растянуться лет на 20 - абсурд! Реально мы можем поднять такого класса вертолетов 100-150.

Поэтому, если мы действительно решили поставить на вооружение новые ударные вертолеты, темп программы нужно немедленно ускорять. Для этого нужны средства, которые есть, которые продекларировали, но на деле до сих пор так и не вложили. Бюджет не выдерживает и одного?!

Вот мы и вернулись к началу нашего разговора: нужны средства. "Боливар не выдержит двоих"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка