О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Воздушный фальстарт

ЭМЗ им Мясищева и австралийская компания "Техноимпорт" объявили о начале работы по созданию авиационно-космического комплекса по выводу на орбиту малых спутников

Экспериментальный машиностроительный завод имени Мясищева и австралийская компания "Техноимпорт" объявили о начале работы по созданию авиационно-космического комплекса по выводу на орбиту малых спутников на базе высотного самолета-разведчика М-55 "Геофизика". Специалисты сомневаются в коммерческой выгоде сверхдорогого проекта и считают, что он вряд ли когда-нибудь воплотится в жизнь.

"Подготовительная работа по данному проекту ведется уже два года,- сообщил гендиректор компании "Техноимпорт" Илья Осадчук.- В ходе недавних встреч и переговоров с руководством фирмы Мясищева мы приняли решение в ближайшее время создать совместное предприятие и приступить к практической работе по проектированию и строительству на базе высотного самолета-разведчика М-55 "Геофизика" авиационно-космического комплекса". Финансирование проекта будет открыто в ноябре, когда делегация ЭМЗ имени Мясищева посетит Австралию. "В основном это будет коммерческое финансирование, потому что проект экономически очень выгодный и политически престижный",- говорит Осадчук.

По словам генерального конструктора ЭМЗ Валерия Новикова, реализация проекта потребует примерно $200 млн.

"Это не окончательная цифра, надо очень тщательно все просчитать с учетом тех затрат, которые понесут наши смежники,- сказал Новиков.- Сейчас мы совместно с "Техноимпортом" занимаемся разработкой подробного бизнес-плана, в котором все будет прописано. Все исследовательские и опытно-конструкторские работы мы планируем провести в течение трех лет".

Специалисты относятся к столь оптимистичному сценарию участников проекта более чем осторожно. "Большого коммерческого развития у этого проекта быть не должно,- сообщил "Бизнесу" компетентный источник из космической отрасли.- Самолет М-55 - небольшой, ракета на нем будет небольшая, и вывести она может лишь небольшой спутник, а небольшие спутники делают, как правило, университеты, НИИ, то есть организации с ограниченными бюджетами. Им гораздо выгоднее "прицепиться" к большим ракетам в качестве дополнительной нагрузки. Больших денег на малых спутниках не заработать".

Идеи запуска ракет с космодромов в Австралии генерировались еще в советское время: известно, что чем ближе к экватору находится космодром, тем легче и дешевле вывод спутника на стационарную орбиту. Однако подобные проекты не имели продолжения из-за нехватки средств. Последним проектом был запуск советской ракеты "Аврора" с острова Рождества, но на него так и не собрали денег.

"Сейчас, получив предварительное одобрение правительства Австралии, мы решили вернуться к космическому проекту,- говорит Илья Осадчук.- Только теперь речь идет не о строительстве космодрома, а о проекте "Воздушный старт"". До сих пор из обилия проектов воздушного старта было реализовано всего два, оба в США. В советский период самолет F-16 выводил на орбиту легкую ракету для поражения наших спутников. После распада СССР проект был закрыт. Второй проект был более удачным: в течение 10 лет ракета Pegas выводила на орбиту американские спутники.

Основное недоумение специалистов вызывает не сам "мало обкатанный" проект "воздушного старта", и не отсутствие больших заказов, а заявленный объем инвестиций. "Сумма $200 млн для подобного проекта - не просто очень большая, а колоссально большая,- говорит собеседник "Бизнеса".- Самолет есть, это - М-55, значит, дело за новой ракетой". РКК Энергия под новую ракету "Онега" для вывода на орбиту нового российского шаттла "Клипер" просила $170 млн. "Но там ясны перспективы, ясен оператор, ясен рынок, ясно все, а тут $200 млн для небольшой ракеты с неясными коммерческими перспективами,- недоумевает источник.- Может, там заложено 90% для отката?" "В Австралии нет развитой космической отрасли, так что, скорее всего, речь идет об участии какой-то венчурной компании, которая собирает деньги под проект и делает себе пиар,- подытоживает источник.- В российской космической отрасли люди "кочуют" с одного предприятия на другое, так что они вполне могли на новом месте попытаться запустить старый проект, чтобы показать, что они еще на что-то способны"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Бизнес & FM». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка