О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" готов загрузиться

Компания "Аэрофлот" заинтересовалась покупкой дополнительного парка грузовых самолетов. Грузовой авиаперевозчик, возможно, будет выделен в отдельную дочернюю авиакомпанию

Компания "Аэрофлот" заинтересовалась покупкой дополнительного парка грузовых самолетов. Как планируют в компании, грузовой авиаперевозчик, возможно, будет выделен в отдельную дочернюю авиакомпанию. Как говорят участники рынка, не исключено, что парк грузовых бортов авиакомпании пополнится за счет отечественных самолетов Ил-76. Как отмечают аналитики, "Аэрофлот" по сходной цене может приобрести транспортные самолеты, стоящие на конвейере авиационного завода в Ташкенте. Если это случится, то компания сформирует полноценное грузовое подразделение: сейчас коммерческие грузы она возит вместе с багажом своих пассажиров.

ОАО "Аэрофлот - Российские авиалинии" - крупнейшая авиакомпания страны. За 2004 г. она перевезла 6,86 млн пассажиров (рост на 17,4% по отношению к 2003 г.) и 146,7 тыс. тонн почты и грузов. Основными акционерами "Аэрофлота" являются Росимущество (51,17% акций) и Национальная резервная корпорация (НРК), которая через кипрскую Grabor Trading (Overseas) Ltd. (16,34%) и люксембургскую Transinvest Control S.A. (9,76%) контролирует порядка 30% акций общества. Парк "Аэрофлота" насчитывает 90 самолетов, 27 из которых иностранного производства. Сейчас доля авиакомпании на российском рынке пассажирских перевозок составляет 27%. А по объемам грузовых перевозок ОАО "Аэрофлот" входит в число 50 крупнейших авиакомпаний мира.

Сейчас в "Аэрофлоте" находятся в эксплуатации 4 грузовых самолета DC-10-40F (McDonnell Douglas, США). Они еженедельно выполняют регулярные грузовые рейсы в Лондон, Осло, Хан, Токио, Сеул и Пекин. Помимо американских бортов, на начало года "Аэрофлоту" принадлежало 11 грузовых самолетов Ил-76, семь из которых, как говорят в компании, непригодны к эксплуатации. С 1 апреля 2005 г. самолеты Ил-76 уже не могут летать в Европу по шумовым показателям. В ближайшее время авиакомпанией выработавшие свой ресурс борта будут сняты с эксплуатации. Основная часть нагрузки (более 60%) по перевозке грузов сейчас лежит на пассажирских самолетах Ил-96-300, Ил-86, Boeing 767, Ту-154, Ту-134, ибо наряду с пассажирской загрузкой они берут на борт от 1,5 до 15 тонн груза в зависимости от типа воздушного судна.

Задуматься о закупках грузовых самолетов "Аэрофлот" заставило не только старение парка, но и сокращение пассажирских перевозок. Как сказал недавно на пресс-конференции заместитель гендиректора компании "Аэрофлот" по финансам Михаил Полубояринов, в среднем по отрасли в первом полугодии 2005 г. объем внутренних пассажирских перевозок сократился и составил 99% к уровню прошлого года. Процент занятости пассажирских кресел снизился на 0,1% и составил 68,7%. При этом, как отметил г-н Полубояринов, наметился небольшой, но стабильный рост в области перевозок грузов. По данным "Аэрофлота" за 7 месяцев этого года, перевозка почты увеличилась у авиакомпании на 27,3%, а перевозка грузов - на 9,3%.

В кругу российских авиаперевозчиков давно ходят слухи о том, что "Аэрофлот" пытается выйти на рынок грузовых перевозок в качестве крупного специализированного перевозчика. Как сказал источник, близкий к компании, для того чтобы решить проблему по приобретению парка грузовых авиалайнеров, "Аэрофлот" готов рассматривать покупку недорогих грузовых самолетов марки Ил-76. Именно тех, о покупке которых вчера заявила китайская сторона. Но в отличие от китайских они не будут снабжены военной авионикой и будут собираться из задела, который образовался на Ташкентском авиастроительном заводе еще в советское время. По неофициальным данным, стоимость каждого "грузовика" может составить чуть более 15 млн долл.

Возможность разместить заказ появилась после того, как России не удалось продать эти самолеты китайцам. "Это хорошие самолеты, только из-за распада Советского Союза они не были выкуплены заказчиками", - говорит эксперт Центра по изучению проблем разоружения Марат Кенжетаев. Его точку зрения не разделяет директор Infomost Борис Рыбак, который сообщил, что задел действительно существует и, согласно некоторым данным, составляет до 10 самолетов. При этом директор Infomost отмечает, что "Аэрофлот" действительно планирует купить дополнительный парк грузовых самолетов. Но то, что этими бортами могут стать самолеты Ил-76, он подтвердить или опровергнуть не может. Во-первых, авиакомпания неоднократно заявляла о том, что использование техники отечественного производства невыгодно. Во-вторых, "Аэрофлот" при успешном опыте эксплуатации американских самолетов вряд ли пойдет на покупку отечественных Ил-76. "Вопрос в цене, о которой договорятся стороны", - считает эксперт Сергей Сокут.

Скорее всего, именно этим и объясняется внимание, проявленное "Аэрофлотом" к покупке грузового парка самолетов. По оценкам экспертов, в условиях финансового кризиса, в котором сегодня находится авиаиндустрия, один "залежавшийся" самолет может стоить не более 15 млн долл. На мировом рынке самолеты подобного типа продаются по цене, почти в 2-3 раза большей. "Если из Ил-76 убрать военную начинку, то он действительно станет стоить примерно эти деньги", - полагает Сергей Сокут. В "Аэрофлоте" эти предположения пока не комментируют. Пресс-секретарь компании Ирина Данненберг отметила, что работа по покупке парка воздушных судов ведется постоянно. "Предложения рассматриваются, и, как только будет принято решение, мы об этом сообщим", - заявила RBC daily г-жа Данненберг. Она пояснила, что на выборе отечественных самолетов авиакомпания вряд ли остановится: "Ил-76 никуда в мире уже не пускают, а рассматриваться будет вопрос о покупке современных самолетов".

Действующие грузовые операторы указывают на то, что выбор типа самолета прямо связан с маршрутами, на которых он будет использоваться. Ил-76 в Европу уже не пускают, Китай, судя по всему, также введет свои запретительные меры. Эти самолеты отлично можно эксплуатировать в чартерных перевозках, но "Аэрофлот" в этом несилен. В России "Аэрофлоту" вряд ли удастся использовать Ил-76 в регулярных рейсах, в первую очередь из-за ограниченности отечественного рынка грузовых авиаперевозок. "Аэрофлот" серьезно представлен на этом рынке. Планы по расширению у авиакомпании есть", - сказали RBC daily в авиакомпании "Волга-Днепр", которая, по собственным данным, занимает 54% мирового рынка авиаперевозок сверхтяжелых и крупногабаритных грузов....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка