О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Долгий взлет

К 2015 г объем производства в авиапроме должен вырасти в 2,4 раза, а доля гражданской авиатехники - с 30 до 43%. Такие цели ставятся в Стратегии развития отрасли

К 2015 году объем производства в российском авиапроме должен вырасти в 2,4 раза, а доля гражданской авиатехники - с 30 до 43%. Такие цели ставятся в разработанной Минпромэнерго стратегии развития отрасли, которую сегодня рассмотрит правительство. Цена стратегии - 20 млрд. долларов, причем большая часть из бюджета. Чтобы эффективно потратить средства, нужно консолидировать основные авиапредприятия в объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК), но этот процесс пока тормозится в согласованиях, и создать систему авиализинга, чему мешает уголовное дело в отношении компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко".

Если в 2006 году российский авиапром продаст гражданских самолетов и вертолетов на 875 млн. долларов, а военных - на 2 млрд., то в 2015 году эти суммы должны выглядеть гораздо внушительнее: 3 млрд. и 3,9 млрд. соответственно. Правда, это рост почти с нуля: если крупнейшие мировые производители Boeing и Airbus ежегодно поставляют на рынок более 300 самолетов каждый, то в России выпускается 10-12 штук.

Но и столь скромные цели потребуют в ближайшие 10 лет инвестиций в отрасль в объеме 20 млрд. долларов. На частный бизнес, отмечает ведомство Христенко, особо надеяться не приходится - слишком высоки риски и долог срок окупаемости вложений в авиапром. Поэтому 12 млрд. придется потратить из федерального бюджета. За счет них, во-первых, планируется продвигать на рынок серийные или почти готовые к запуску в серию модели: Ил-96, Ту-204, Ту-214. Этому поможет программа поддержки промышленного экспорта - необходимый объем госгарантий для авиации Минпромэнерго оценивает в 3,1 млрд. долларов до 2015 года. Во-вторых, планируется сконцентрировать усилия на создании регионального самолета вместимостью до 95 пассажиров (RRJ). Этот проект АХК "Сухой" и НПО "Сатурн" разрабатывают вместе с французской Snecma. В бюджете на 2006 год на создание RRJ выделяется 3,6 млрд. рублей, а серийное производство должно начаться в 2008 году. Наконец, в течение двух лет государство вместе с частным бизнесом должно найти принципиально новый "прорывный" проект в авиастроении, с которым можно выйти на рынок в 2012-13 гг.

Впрочем, с методами достижения этих целей у правительства явно есть проблемы, которые грозят сорвать весь предложенный график. В феврале этого года на заседании Госсовета было принято решение о создании объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), куда войдут все ведущие предприятия отрасли. Такой структуре легче конкурировать на мировом рынке с теми же Boeing и Airbus. Минпромэнерго планировало еще до конца весны согласовать все необходимые для этого документы, но сделать это не смогло. Сложность в том, что в отрасли существует весьма запутанная структура собственности. Часть предприятий являются ФГУПами (РСК "МиГ", КАПО им. С. П. Горбунова), часть - АО с различной долей государственной собственности (АХК "Сухой", ОАО "Туполев", МАК "Ильюшин", НПК "Иркут").

"Объединения таких сложных и разнообразных активов в российской промышленности еще не создавалось", - оправдывается источник Газеты в правительстве. Впрочем, сегодняшнее заседание может подтолкнуть бюрократическую машину, буквально накануне - во вторник - министр промышленности и энергетики Виктор Христенко на встрече с президентом обещал согласовать все документы по ОАК в течение двух недель.

Но даже самой крупной корпорации нужен устойчивый спрос на ее продукцию. В мире 80-85% новых гражданских самолетов приобретаются авиакомпаниями на условиях лизинга. В России такая система только создается, в 2002 году на конкурсе были определены две компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" и Финансовая лизинговая компания. В рамках лизинговой программы государство собирается обеспечить до 2009 года выпуск 135 самолетов. Пока результаты скромнее - с 2002 года в лизинг отдано 10 машин. В этом году программа и вовсе оказалась под угрозой срыва. Контрольный пакет акций компании ОАО "Ильюшин Финанс Ко" арестован в рамках уголовного дела против ее главы - Александра Рубцова, обвиняемого в злоупотреблении служебным положением. В результате 6 млрд. рублей, предусмотренные в бюджете на 2005 год на поддержку авиализинга, так и остаются нераспределенными. Впрочем, вчера источник Газеты в Минпромэнерго заверил, что в ближайшее время претензии к компании будут сняты, а правительство примет все необходимые решения, чтобы использовать зависшие в бюджете деньги для развития лизинга. Только при успешном решении таких технических на первый взгляд вопросов, правительству имеет смысл рассматривать стратегические планы развития авиапрома....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка