О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия не будет производить самолеты?

Если будет принято решение о заморозке производства Ил-96, Ту-204 и Ан-148, это станет катастрофой для отечественного авиапрома

Как стало известно RBC daily, премьер-министр РФ Михаил Фрадков после прошедшего на прошлой неделе заседания правительства, посвященного развитию отечественного авиапрома, заявил в кулуарах, что самолеты Ил-96, Ту-204 и Ан-148 производиться в России не должны. Такое решение, если оно действительно будет принято, станет катастрофой для отечественного авиапрома, считают эксперты. Градообразующие авиазаводы Воронежа и Ульяновска, на которых производят эти самолеты, встанут. На этих предприятиях уже сейчас крайне сложное положение: в Воронеже на прошлой неделе прошел многотысячный митинг протеста. Некоторые эксперты считают компанию против российских самолетов приемом конкурентной борьбы, открывающей выход на российский рынок самолетам компании Boeing. Госдума, по имеющейся у RBC daily информации, намерена провести собственное расследование.

Самолеты Ил-96 и Ту-204 производятся на ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" (ВАСО), 72,42% акций - в госсобственности, контрольный пакет находится в доверительном управлении частно-государственной лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК, соучредитель - АКБ "Национальный резервный банк") и на ульяновском заводе "Авиастар" соответственно. Самолет Ан-148 планируется выпускать на ВАСО. В конце июля Генпрокуратура возбудила дело против ИФК, после чего Басманный суд наложил арест на активы частных акционеров ИФК. В результате деятельность компании оказалась полностью парализованной, а базовые предприятия-партнеры ИФК - ВАСО и "Авиастар" - лишились финансирования и оказались на грани остановки производства.

Между тем еще на прошлой неделе в ВАСО состоялся семитысячный митинг в поддержку отечественного авиапрома. Его участники выступали против действий Генпрокуратуры, арестовавшей 51% акций ИФК (под чьим управлением и находится воронежский завод), после чего практически остановлено финансирование заказов, и требовали от российского правительства выделения ВАСО бюджетных средств. Люди требовали также сохранить их рабочие места. Кроме того, проблемы на предприятии возникли и после того, как была приостановлена эксплуатация модели Ил-96-300 под предлогом частых неполадок в тормозной системе. Как итог - большая часть финансовых поступлений на завод приостановлена, начались задержки с выплатой заработной платы.

Подобная же ситуация складывается и в Ульяновске. "Я в пятницу говорил с директором воронежского завода, - прокомментировал RBC daily президент Национального резервного банка и депутат Госдумы Александр Лебедев, - и он мне сообщил, что уже практически нечем платить рабочим. В Ульяновске - то же самое". По словам Лебедева, заказов на заводах нет, поскольку на предприятия не были перечислены бюджетные средства и не пришли деньги ИФК, у которых арестованы акции. У ВАСО уже 45 млн долл. долгов. Как пояснил RBC daily финансовый директор ИФК Николай Дадонов, их компания в августе в связи с арестом акций вынуждена была снизить объемы финансирования завода, сохранив только минимальные перечисления. "Объем финансирования на ВАСО мы сократили, поскольку не можем платить больше, но целенаправленно достраиваем Ил-96-300, закупаемые Кубой".

А на днях Михаил Фрадков в кулуарах сказал, что Ил-96 и Ту-204 на предприятиях России производиться вообще не будут. Об этом RBC daily сообщил Александр Лебедев. "Всем известно, что неоднократно членами правительства в последнее время заявлялось, что ни Ил-96, ни Ту-204 не имеют никакой перспективы, что мы проиграли иностранным компаниям, - сказал он. - В четверг из уст премьера в эзоповой форме, но четко прозвучало: Ил-96 и Ту-204 производиться не будут, а реализация проекта выпуска самолета Ан-148 будет остановлена". По словам Лебедева, первым об этом неделю назад в присутствии свидетелей заявил и руководитель федерального агентства по промышленности Борис Алешин.

В администрации Воронежской области отказывается верить в то, что Ил-96 могут снять с производства. "Этот самолет в настоящий момент является лучшим в российском авиапроме, имеет сертификации всех уровней, в том числе и международные, - заявил RBC daily заместитель начальника главного управления по промышленности администрации Воронежской области Александр Коноплин. - По налету часов в системе Аэрофлота он опережает Boeing, и говорить о вероятности его снятия с производства - абсурд". Если все же государство пойдет на то, чтобы отказаться от выпуска этих самолетов, для авиастроительных предприятий это станет катастрофой. "Если не будет этих заказов, для Воронежа это будет огромнейшая и на данном этапе невосполнимая потеря, - уверен Александр Коноплин. - Ведь ВАСО производит в основном Ил-96, и авиационный завод держится на этом производстве".

Заводы в Воронеже и Ульяновске без этих заказов выжить не смогут, уверены участники рынка. "Ту-204 - это основная продукция ульяновского авиазавода, и почему ее закрывать, если на нее есть спрос? - удивляется Николай Дадонов. - Но если такое решение будет принято, то ульяновский завод, видимо, прекратит свое существование. И если принимается решение о ликвидации Ил-96 и не будет начат запуск Ан-148 (самолет впервые показан на МАКС-2005, предназначен для замены региональных Ту-134 и Як-42, - RBC daily), то аналогичная судьба ждет и ВАСО". Между тем на ВАСО в производстве заняты 11 тыс. человек, почти столько же - на ульяновском "Авиастаре", где числится порядка 10 тыс. рабочих. "Плюс члены их семей - это минимум 30-40 тыс. человек, - считает Николай Дадонов, - плюс поставщики, которые на этих заказах работают. Общее количество народу, на кого это повлияет, где-то 200-300 тыс. человек".

Как говорит Александр Лебедев, противники Илов и Ту предлагают сделать ставку на модель самолета RRJ (Russian Regional Jet), разработанную ОКБ "Сухой". "Таковы намерения правительства, поскольку эту точку зрения озвучивал Фрадков: директоров выгнать, всех поменять, RRJ - наш самолет, - рассказывает он. - Но самолет будет лишь на 20% российским, а 80% деталей и узлов будет изготавливаться за рубежом. Общая стоимость проекта, между прочим, составляет около двух миллиардов долларов". Немаловажен, по мнению экспертов, также и тот факт, что одним из партнеров проекта RRJ является Boeing. Компания, теряющая, по мнению экспертов, позиции на мировом рынке и активно пытающаяся выйти на просторы России. Главные же конкуренты в нашей стране для американской компании - именно Ил-96, Ту-204 и Ан-148. Александр Лебедев сообщил RBC daily, что Госдума намерена провести собственное расследование, чтобы выяснить, в чьих интересах действуют федеральные чиновники. "Первое расследование, которое проведет Госдума после принятия закона о расследованиях в октябре, будет расследование ситуации в авиапроме, - заявил Лебедев. - Мы выясним, кто это все сделал"....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка