О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пилот Су-27 недобрал 25 градусов

Инцидент с Су-27 в Литве в очередной раз продемонстрировал проблемы в организации воздушного движения в России

"Газете.Ru" стали известны подробности перелета Су-27, пилотируемого Валерием Трояновым и рухнувшего в Литве. Специалисты наземных служб рассказали, как истребитель, подошедший к поворотному пункту в 30 километрах от пункта назначения, "промахнулся" и взял неправильный курс.

Инцидент с российским самолетом Су-27, нарушившим воздушное пространство Литвы и упавшим на территории республики, в очередной раз продемонстрировал проблемы в организации воздушного движения в России. Так считают специалисты, ответственные за российское небо, поделенное между гражданскими и военными диспетчерами.

Один из них рассказал "Газете.Ru", как 15 сентября проходил полет группы военных самолетов, в состав которой входил и Су-27 Валерия Троянова.

По словам специалиста Единой системы Организации воздушного движения (ЕС ОрВД), сам перелет был запланирован по маршруту "Сиверская (Ленинградская область) - Черняховск (Калининградская область)".

Для того чтобы объединиться со своими коллегами в Сиверской, из Лодейного Поля вылетели два самолета Су-27. Военный сектор Санкт-Петербургского регионального центра ЕС ОрВД передал своим гражданским коллегам предупреждение о том, что этот полет пройдет по маршруту Лодейное Поле - Горка - затем петля на восток (Бокситогорск) - далее выход на Кириши - а затем на Сиверскую. В этой точке они должны были пойти на снижение.

Однако оба Су-27 пошли на снижение раньше - еще над Киришами, "пересекая при этом воздушные коридоры, отведенные для полетов гражданских воздушных судов". Гражданские диспетчеры вынуждены были немедленно реагировать на этот маневр военных: они приняли экстренные меры к обеспечению безопасности полетов.

В Сиверской истребители объединилась с бомбардировщиками Су-24 и самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50. Военные диспетчеры заранее передали в гражданский сектор информацию о том, что над Сиверской группа будет набирать высоты 7200, 7500 и 7800 метров, а А-50 пойдет на высоту 9100 метров.

Далее самолеты ВВС России должны были идти по маршруту Сиверская - Волосово - мыс Кандикуля - остров Гогланд - Ледун - нейтральные воды - Черняховск (под Калининградом). Эту информацию гражданские из Санкт-Петербургского регионального центра ЕС ОрВД передали своим коллегам по юго-западному и западному направлению и Подходу Пулково (диспетчерскому пункту, управляющему движением в зоне ожидания аэропорта). Но над Сиверской пошел набирать свою высоту только самолет А-50.

Оказалось, что за три минуты до этого руководитель группы, командующий 6-й воздушной армии Владимир Свиридов, передумал. Он решил, что группа будет набирать высоту не над Сиверской, а прямо по маршруту полета.

В результате самолеты шли на свои высоты, вновь пересекая воздушные коридоры, отведенные для полетов гражданских воздушных судов, утверждают гражданские специалисты. "Самое плохое, что при этом только от некоторых из них шла информация по вторичному радиолокатору о текущей фактической высоте", - заметил собеседник "Газеты.Ru". Гражданские диспетчеры регионального центра и диспетчеры Подхода Пулково опять были вынуждены принять экстренные меры - уводить гражданские самолеты из этой зоны.

Из зоны ответственности Санкт-Петербургского центра авиагруппа вышла по утвержденному маршруту. По данным военных диспетчеров, полет проходил по плану до поворотного пункта, который расположен примерно в 30 км от Черняховска. "Здесь группа должна была взять курс примерно 195 градусов, что все и сделали, - пояснил источник "Газеты.Ru". - Все, кроме одного отставшего от группы Су-27. Он взял курс примерно 170 градусов. Это как раз и был истребитель, который, потерявшись, был вынужден упасть в Литве".

Истребитель примерно 20 минут кружил над территорией Литвы, вырабатывая топливо, после чего летчик катапультировался, направив машину на сельхоз угодья. Сейчас литовские эксперты выясняют, почему самолет вошел в воздушное пространство страны. Пока комиссия склоняется к мнению, что причиной этого происшествия стал выход из строя навигационной системы истребителя. На этом же настаивает российская сторона. Бортовой самописец самолета расшифрован с помощью украинских специалистов, но его данные пока не разглашаются.

Такие промахи случаются с военными летчиками с завидной периодичностью, отметил специалист ЕС ОрВД. Свои претензии на этот счет уже неоднократно, по его словам, высказывала России, например, Финляндия.

"Дело в том, что нейтральных зон (как, к примеру, нейтральных вод) в организации воздушного движения в принципе не существует, - рассказал собеседник "Газеты.Ru". - Есть неконтролируемое пространство: зоны в Сибири, например, Заполярье… А над нейтральными водами соседние страны все равно делят воздушное пространство на зоны ответственности. Так, наша граница ОрВД местами глубоко уходит в Финляндию, а где-то - наоборот. Российский диспетчер ведет самолет до рубежа, где он передает его финскому диспетчеру. Это регулируется документами IKAO (Международной организации гражданской авиации)". Но в случае с полетами военных самолетов в Калининградскую область военные считают, что летят над нейтральной зоной, поэтому никому ничего не должны. "То дадут план полета, то не дадут… Получается, что военный самолет летит поперек всяких эшелонов и никто об этом не предупрежден, - отметил эксперт. - А ведь из Эстонии в Финляндию - масса трасс, в Швецию - масса трасс, Литва завязана… Рано или поздно подобный инцидент должен был произойти, и слава богу, что хоть не было человеческих жертв".

Поэтому происшествие с истребителем Су-27, который нарушил воздушное пространство Литвы и рухнул на территории республики, стало закономерным событием в полетах ВВС России в Калининградскую область, считают эксперты в организации воздушного движения. По их словам, военные самолеты постоянно нарушают границы зон воздушного движения стран Балтийского региона и серьезно угрожают безопасности полетов гражданских самолетов. Военные летают так, как считают нужным, не только внутри страны, но и за пределами ее воздушного пространства, утверждают источники "Газеты.Ru".

В Минобороны России отказались прокомментировать полученную "Газетой.Ru" информацию, пояснив, что, пока идет следствие, говорить что-то на этот счет нельзя. "Материалы по пролету самолета арестованы, и все, что говорят любые источники, - полная ерунда", - заявили корреспонденту "Газеты.Ru".

В то же время собеседник "Газеты.Ru" в военном ведомстве на условиях анонимности сообщил, что "военные всегда представляет гражданским условия пролета военных самолетов, занятия ими зон, условия, в которых они находятся в процессе выполнения нашего задания". "В случае с Су-27 Троянова за рамки этого задания вышел только один самолет", - отметил он. Кроме того, собеседник "Газеты.Ru" посоветовал гражданским обратить внимание на самих себя: "У них - тысячи нарушений, так что взаимные претензии здесь ни к чему".

Стоит отметить, что как раз сейчас в России начинается процесс реформирования Единой системы ОрВД. В начале сентября Владимир Путин подписал указ о создании Федеральной аэронавигационной службы (ФАНС), которая объединит в своем составе гражданских и военных диспетчеров. Причем это поможет не только справиться с проблемой раздвоения организации воздушного движения, но выведет ОрВД из-под контроля и Минобороны, и Минтранса. Сравнительную независимость ФАНС обеспечит ее подчинение напрямую правительству.

И гражданские, и военные возлагают большие надежды на эти перемены. Но и те, и другие в этой ситуации переживают о том, кто займет главенствующую позицию в созданной организации, а значит, будет определять политику в ОрВД. Пока все говорит в пользу того, что российское небо останется за выходцами из Минобороны. Поэтому гражданские специалисты беспокоятся, что и ОрВД останется прежним - командно-административным.

"Свой - чужой" не достался чужим

Вечером во вторник Литовское национальное телевидение выдвинуло свою версию причины увольнения командующего ВВС Литвы полковника Йонаса Марцинкуса. В эфире информационной программы "Панорама" прозвучало сообщение, что, "по данным из неофициальных источников", пилот истребителя Су-27 Валерий Троянов мог не уничтожить авиационную систему опознания "свой - чужой". Марцинкус якобы "обмолвился об этом, говоря по телефону с командующим 6-й армии ВВС РФ", и этот разговор сделал полковника "предателем родины".

Министр обороны Литвы Гедиминас Киркалис эту информацию не подтвердил, но и не опроверг. Однако российские эксперты в один голос заверили корреспондента "Газеты.Ru", что коды опознания "свой - чужой" не могли оказаться в руках литовских военных.

Как пояснил специалист Службы безопасности полетов военного ведомства, блок системы опознавания на самолетах Су-27 установлен немного позади кабины пилота. Он уничтожается в трех случаях. Прежде всего, вручную ("Есть такая кнопка под прозрачным колпачком на приборной доске, - рассказал "Газете.Ru" один из летчиков-истребителей, - пилот перед катапультированием первым делом нажимает на нее").

Если вручную уничтожить блок не удалось (например, при экстренном катапультировании - чего в случае с Трояновым не было), вступает в действие автоматическая система уничтожения. "Блок самоуничтожается через систему синхронизации в момент срабатывания катапульты", - пояснил специалист Службы безопасности.

И, наконец, даже если каким-то образом не сработала автоматическая система уничтожения, информация, хранящаяся в блоке, стирается при столкновении самолета с землей. "Удара при аварийном падении достаточно, чтобы данные оказались потеряны безвозвратно, - отметил собеседник "Газеты.Ru". - Считать информацию с блока опознавания можно только в том случае, если самолет штатно сел на взлетно-посадочную полосу или очень осторожно вне аэродрома. Можно предположить, что литовцы нашли сам блок - железку, но извлечь из нее секретные коды опознавания уже невозможно".

Если бы действительно возникла угроза того, что в распоряжении НАТО оказались коды опознавания российской системы "свой - чужой", Минобороны России пришлось бы затратить миллионы рублей и значительное время на переоборудование ВВС.

Система опознавания существует во всех военно-воздушных силах мира. Она сводит к минимуму вероятность поражения собственной цели. Любой самолет, находящийся в воздухе, представляет собой цель для системы противовоздушной обороны (ПВО) страны. Военный самолет постоянно передает код опознавания на землю, радиолокационные станции прочитывают его, автоматически идентифицируя объект как "свой" или "чужой". Для запутывания системы опознавания, чтобы ее не мог считать и расшифровать противник, пароли автоматически меняются по несколько раз в день.

В случае, когда коды опознавания попадают к "чужим", приходится полностью менять всю систему. Так было, например, в 1976 году - тогда советский летчик сбежал на истребителе МиГ-25 в Японию. Систему меняли несколько месяцев, а в это время части ПВО жили в постоянном напряжении....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка