О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Не наше дело - заниматься авиапокрытиями..."

Генеральный директор ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Виктор Субботин рассказал о новом российском региональном самолете RRJ

Генеральный директор ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" Виктор Субботин рассказал "Газете.Ru" о новом российском региональном самолете RRJ. Что делать с тем, что конструктивные особенности RRJ не соответствуют качеству взлетных полос, так и не решено. Счетная палата требует проверить финансирование проекта.

- Виктор Владимирович, на какой стадии сейчас разработка российского регионального самолета RRJ?

- На сегодня мы заканчиваем разработку конструкторской документации в полном объеме и передаем ее на заводы.

Оборудование по так называемому нулевому этапу технического перевооружения уже поставлено, и на заводе в Комсомольске полным ходом идет изготовление ряда деталей фюзеляжа и крыла, требующих наиболее длительного цикла производства.

И что важно, передача данных от ГСС на серийный завод осуществляется по безбумажным технологиям: производство деталей идет по цифровым моделям. До нас в России этого не делал никто.

- Во сколько уже обошелся проект самолета?

- Изначально мы оценивали проект примерно в $630 млн. Но задача по созданию совершенной системы послепродажной поддержки, большой объем необходимых испытаний внесли коррективы в первоначальные планы, и на сегодня общая стоимость программы RRJ составляет $920 млн.

- Сколько самолетов нужно продать, чтобы проект полностью себя окупил?

- Это зависит прежде всего от цены, по которой мы договоримся продавать самолеты. Потом разрабатывается целая линейка самолетов, поэтому это будет зависеть также от того, какие самолеты мы будет продавать. По разным подсчетам для того, чтобы проект окупился, нам необходимо продать от 200 до 250 самолетов, ближе к 250.

- Сколько RRJ планируется продать за рубеж и сколько на отечественный рынок?

- По результатам проведенной нами оценки рынка мы пришли к выводу, что 300 машин будет продано на отечественный рынок и еще 500 на Запад.

- С какими компаниями переговоры продвинулись больше всего?

- Сейчас мы работаем с очень многими как зарубежными, так и отечественными авиакомпаниями. Изначально мы задумывали проект такого самолета, который был бы прежде всего востребован авиакомпаниями, этот самолет рассчитан на потребителя. Поэтому при разработке мы учитывали пожелания наших потенциальных заказчиков, входящих в Консультативный cовет авиакомпаний: "Аэрофлот", "Сибирь", UTAir, "Пулково", "Архангельские авиалинии", KrasAir, Air France, SAS, Iberia, SN Brussels, CSA, Vietnam Airlines. Из российских авиакомпаний наибольшего прогресса в переговорах мы добились с Финансовой лизинговой компанией, с которой у нас уже есть десять твердых заказов на самолеты RRJ.

Активные переговоры ведутся с "Аэрофлотом". Сегодня речь идет о 30 самолетах. (Ранее говорилось о 50 самолетах. - "Газета.Ru".)

Что касается зарубежных авиакомпаний, то пока мы не ведем контрактных переговоров, однако такие ведущие европейские авиаперевозчики как, например, Air France и SN Brussels, проявляют интерес к самолетам RRJ.

- Кто выступает основными инвесторами создания самолета?

- Сейчас это холдинг "Сухой", который вложил деньги. Государство, планирующее начать поддержку самолета в 2006 году и вложить около $300 млн. Следующий инвестор - коммерческие банки. Как заявляли представители ведущих российских банков, подписавших соглашение о сотрудничестве в рамках финансирования программы RRJ, в принципе каждый из них готов кредитовать всю программу целиком. Последняя категория - рискоразделенные партнеры, например Alenia Aeronautica, подразделение итальянского холдинга Finmeccanica, с которой мы ведем активные переговоры.

- В последнее время много говорилось о том, что у авиакомпании могут возникнуть трудности с реализацией самолета в России в связи с плохим качеством аэропортовых покрытий и низкой посадкой мотора на RRJ. Существует ли такая опасность в действительности?

- Мы провели несколько исследований, выработали рекомендации. Эти рекомендации достаточно просты и позволяют легко избежать проблемы попадания посторонних предметов в воздухозаборник.

Кроме того, меня удивляет, почему такие вопросы задают только нам, а не задают Boeing или Airbus, хотя у них могут возникнуть те же проблемы.

И потом, не наше дело все-таки - заниматься авиапокрытиями, мы разрабатываем самолет.

- Можете ли вы прокомментировать то, что Счетная палата обратилась в Роспром с просьбой объяснить расходование бюджетных средств на проект по созданию RRJ?

- Во-первых, согласно Федеральной целевой программе по развитию гражданской авиации, выделение прямого финансирования из федерального бюджета планируется только начиная с 2006 года. На сегодняшний день нам были предоставлены госгарантии на сумму около $100 млн. Однако нужно понимать, что это не бюджетные деньги. Под госгарантии мы берем кредиты у банков на коммерческой основе, это возвратные деньги. Таким образом, на сегодня прямое госфинансирование программы пока не осуществлялось.

- Когда обычный человек сможет полететь на RRJ?

- Я думаю, что простой человек может полететь уже в 2008 году. В конце 2008 года мы планируем сдать самолет в эксплуатацию....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка